Андрей Прикотенко: «Мы действительно остались язычниками»

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Русская матрица». Поиском национального кода занялся режиссер Андрей Прикотенко, он написал и поставил свою «драматическую поэму по отечественной мифологии». Никаких кокошников, частушек, лузганья семечек. Чистое пространство и Иван-дурак, задающийся вопросами нашего бытия, - вот что такое «Русская матрица». Накануне премьеры с Андреем Прикотенко встретилась Елена Боброва.

Андрей Прикотенко: «Мы действительно остались язычниками» | ФОТО Юлии СМЕЛКИНОЙ предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

ФОТО Юлии СМЕЛКИНОЙ предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

- Андрей, ваше режиссерское прошлое не предполагало, что однажды вы захотите попытаться понять, что есть «русский человек». Так почему же вдруг написали, по вашему выражению, «драматическую поэму по отечественной мифологии»?

- Во-первых, нельзя же ставить бесконечные интерпретации классики - в пятисотый раз «Отелло» или «Гамлета». Ничего плохого в этом нет, но хочется все же создавать новые миры.

А во-вторых, я искал материал, который соответствовал бы моим сегодняшним внутренним импульсам. Однажды ты понимаешь, что необходимо понять на каком-то очень глубинном, даже архаичном, уровне: кто мы, откуда мы, куда мы идем. Выплеснуть эту энергию. Стал думать, что это может быть за материал, и пришел к созданию эпической поэмы, замешанной на русских мифах, сказках. Волшебный мир - очень хороший повод для важного высказывания.

- Что легло в основу поэмы?

- Разрозненные, казалось бы, произведения: волшебные сказки Афанасьева, «Слово о полку Игореве», Житие протопопа Аввакума, поэтический мир Пушкина. Взяли Ивана-дурака как героя, поставили его в центре сюжета-путешествия, традиционного для всякого эпического повествования, и в итоге получилась своего рода одиссея Ивана-дурака - несколько небольших сцен, созданных по закону притчи. Этот жанр оказался сложным для нас. Как играть притчу - непонятно. Играть как просто линейный или как психологический сюжеты нельзя. Потом мы поняли, что актер должен сам по себе нести какую-то крупную тему. У каждого она своя.

- Прежде всего у Ивана-дурака. Почему вы дали эту роль Сергею Мигицко? Ведь ожидаешь увидеть на сцене молодого героя.

- Хотелось уйти от штампа. Когда посмотрите спектакль, вы поймете, что наш герой и не может быть другим. И надо сказать, Сергей Григорьевич, когда только попробовался на эту роль, сразу попал в десятку...

- Вы стремились создать ощущение бескрайности наших пространств, в которых так легко раствориться.

- Где-то я читал, что европейское сознание сформировано по вертикали - взгляд европейца обращен вверх...

- ...Отсюда готика.

- Да. А у нас взгляд уходит куда-то вдаль за горизонт. Летишь на самолете в Новосибирск и в солнечную погоду видишь внизу землю: два часа, три часа - и ни одного города, деревни, лишь иногда каких-то три дома, затерянные на бескрайней территории. Недавно прочел статью про удивительное место под Норильском - плато размером с Францию. Там фантастическая природа, нетронутые озера, горы. И все, больше там нет ничего! Автор статьи рассказывает, как пошел на дальний огонек и, придя к дому, увидел: горят угли, но хозяев нет - они скрылись, не желая контактировать с чужими. Он звал-звал, но так никто и не откликнулся. Представьте себе, можно идти по территории размером с Францию и не встретить ни одного человека!..

- Вы пишете одиссею Ивана-дурака, и, значит, он должен куда-то идти по нашим просторам. Но, по вашему замыслу, Иван никуда не идет.

- В том-то и дело, что суть Ивана в том, что в отличие от Улисса или Пер Гюнта он не может куда-то идти. Как только Иван отправится в путь, он перестанет быть Иваном. У нашего героя нет действенного начала, созидательной идеи. Ему никуда не надо. Он ничего не хочет. Он не может быть юрким, хитроумным, кого-то обманывать, на чем-то настаивать, чего-то добиваться. Не случайно в финале он встречает юродивого, и тот ему говорит: «У нас с тобой одна судьба»... У Достоевского есть христианская мысль, что юродивые нам нужны для того, чтобы, глядя на этого человека, мы понимали, как много нам даровано жизнью, богом...

- Тогда почему вы придумали именно «эпическое путешествие»?

- Путешествие - это ведь необязательно перемещение в физическом пространстве из точки А в точку Б. Можно оставаться статичным, как наш Иван, а все действие протекает вокруг него. Но в своем глубинном сознании он встречается с разными персонажами, в которых, по сути, персонифицируются наши ментальные проблемы.

- Я видела в репетиционной комнате прикнопленные листочки с цитатами из книги Владимира Проппа про волшебные сказки. Понятно, что такой ликбез необходим и для актеров, и для зрителей - мы плохо разбираемся в родной мифологии, все знание сводится к Кощею Бессмертному и Бабе-яге.

- Мы провели много исследовательской работы. Но, надо сказать, не так уж много до нас дошло, пришлось буквально по крупицам собирать информацию. Наше прошлое весьма туманно. Не дошли до нас мифы и легенды, как у древних греков. Может, не такая была мощная культура, но что поделаешь...

- Но, судя по персонажам вашей поэмы - Волку, Змею Горынычу, Чуду-юду, Марье Моревне, Жар-птице, вы хотите сказать, что, несмотря на христианскую идею юродства, мы все равно остались язычниками?

- Мы действительно остались язычниками. Но я скажу больше - и Европа сохранила в себе языческое начало. «Илиада» Гомера - это едва ли не единственный эпос, корни которого действительно в далеких временах. А все эти Калевалы, Большие и Малые Эдды - эпосы, сформировавшиеся спустя века после описываемых в них героических событий. Эти национальные летописи возникают как отклик на потребность поэта и народа в самоидентификации. И тогда возникают исследовательские штудии, результатом которых в России и стали сказки Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, сборник сказок Афанасьева, произведения Могучей кучки композиторов, художников-передвижников. Все они своим появлением обязаны тем, что в какой-то момент нация испытывает потребность в усилении патриотизма.

- Вы наполняете «Русскую матрицу» не только забытыми смыслами, но и забытой древнеславянской символикой.

- Да, мы о многом уже не помним. Например, что буква ять, которую мы потеряли не так давно, означала птицу. Мы изучали особенности русского орнамента, клинописи, символики - и все это визуализировано в спектакле. Ведь именно из этого и состоит русская матрица - из музыки, пространства, знаков, символов, букв. Таким образом рождается язык, на котором мы говорим. Как заметил Бродский, мы себя ощущаем общностью, когда у нас появляется язык. Если коротко: русская матрица - это и есть наш с вами язык...

#Театр Ленсовета #спектакль #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (6334) от 03.12.2018 под заголовком «Кто мы и откуда?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...