Кто читает фантастику?

Писатель Кирилл ЕСЬКОВ прибыл в Петербург с раскопок в Чили – с промежуточной остановкой в Тамбовской губернии. Роман Марии ГАЛИНОЙ «Автохтоны» вышел в финал двух из трех крупнейших литературных премий России. Леонид КАГАНОВ только что закончил первую версию сценария телесериала для одного из центральных каналов. И все они стали участниками шестой Петербургской фантастической ассамблеи, прошедшей под Петербургом в августе 2016 года. Журналист Василий ВЛАДИМИРСКИЙ воспользовался этой возможностью, чтобы задать нашим гостям несколько вопросов о жанре, которому была посвящена конференция.

Кто читает фантастику?  | ФОТО Shai_Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai_Halud/shutterstock.com

– Существует мнение, что самое важное, что происходит сейчас в нашей фантастике, – это радикальное изменение структуры спроса, изменение читательской аудитории. Каким вы видите современного русскоязычного читателя фантастики?

Леонид Каганов: – Мне кажется, что молодежь сегодня меньше интересуется фантастической литературой. Читатели фантастики все-таки люди старой закалки, в возрасте, хотя, возможно, я ошибаюсь. В ту эпоху, когда я начинал писать и публиковаться, еще не было Интернета, существовала только сеть FIDOnet – изначально меня читали технари, сисадмины, инженеры, люди, чья жизнь была плотно связана с компьютерами. Условно говоря, техническая интеллигенция, которая первой пришла и в Интернет – думаю, именно они до сих пор составляют существенную часть моей аудитории.

Мария Галина: – Если говорить о неформатной, нестандартной литературе, в том числе о фантастике, то пишут ее все-таки не подстраиваясь под определенную аудиторию, а для того, чтобы решить какие-то проблемы, которые в первую очередь интересуют самих авторов. Всегда найдутся несколько тысяч человек, которые видят мир так же, как писатель – страна большая, слава богу, есть разброс мнений. Любое более-менее достойное произведение своего читателя найдет... На самом деле единственное, о чем автор не должен думать, так это о том, кто его прочтет, угодит ли он читателю или нет. Судя по сетевым отзывам, мне кажется, что читатель у меня думающий, интересующийся разными областями жизни. Есть молодые люди, есть не слишком молодые, мужчины, женщины – все очень разные. Наверное, к этому и надо сейчас стремиться: создатели тематических книжных серий окучивали узкие страты – вот это у нас дамский роман, вот это женское романтическое фэнтези, это книжки для «реальных пацанов» – ну и где они сейчас?

Кирилл Еськов: – У человека, который берет с полки мою книгу, должен быть IQ больше восьмидесяти – этого достаточно, остальное приложится. Ну и хорошо бы еще некоторый багаж знаний – от основ физики до базовых представлений об истории в объемах девятого класса советской средней школы. Я стараюсь сделать свои вещи многослойными: первый слой, который представляет собой детектив или авантюрный роман, мне кажется, можно считывать не ныряя в глубину и получать от этого определенное удовольствие – некоторые так и поступают.

– Презентации новых книг, общение в Сети – естественная часть жизни практически для каждого современного писателя. А что еще может сделать автор, чтобы поддержать свою репутацию в глазах читателя? Ну помимо очевидного – писать хорошо и еще лучше.

Мария Галина: – Есть разные стратегии поведения писателя – например, условно говоря, стратегия Пелевина, когда автор молчит и кроме новых книг ничего нам не предъявляет. Есть стратегия, условно говоря, Сорокина, который активно коммуницирует, дает интервью, занимается живописью, делает политические заявления. Обе эти стратегии успешны, потому что оба автора талантливы. Я знаю писателей, которые раскрутили себя благодаря соцсетям – это тоже способ не хуже любого другого. Но если у тебя нет текстов, которые изначально обеспечили тебе популярность, никакая раскрутка, никакие издательские миллионы, вложенные в рекламу, не помогут. Как раскрутился, так и закрутился.

Кирилл Еськов: – Писатель должен быть приличным человеком – без этого общения не получается. Я знаю немало авторов, которые заметно сузили свою аудиторию благодаря радикальным публичным высказываниям.

Леонид Каганов: – Главное, что можно сделать для сохранения своей репутации, – это не вести никаких блогов. Стоит высказаться на актуальную тему, и минимум половина аудитории откалывается по политическим соображениям – не важно, какая часть, но это происходит неизбежно. В обществе происходит серьезная поляризация, и, обозначив свою позицию, любой человек будет объявлен подонком и предателем половиной населения соцсетей независимо от того, какую сторону он занял. Лучше уж писателю молчать, ни в коем случае ничего не говорить о политике и в идеале вести себя как Пелевин, который прекратил всякое общение с читателем, заработав имидж мистика и человека-загадки. К сожалению, в наше время это почти невозможно...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?