Кто заботится о спящем офицере? История Музея городской скульптуры

28 июля исполняется 90 лет со дня создания петербургского Музея городской скульптуры. Руководители и сотрудники этого учреждения культуры встретились в канун юбилея с журналистами.

Кто заботится о спящем офицере? История Музея городской скульптуры | ФОТО Википедии / Andrew Butko / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / Andrew Butko / CC BY-SA 3.0

Свою историю музей ведет с того дня, когда Ленсовет объявил Лазаревское кладбище (ныне — ­Некрополь XVIII века) ­Александро-Невской лавры заповедником-музеем. В его состав вошли также Тихвинское кладбище (ныне — Некрополь мастеров искусств) и здание Благовещенской церкви. Еще в начале ХХ века Игорь Грабарь и другие защитники старины ратовали за музей мемориальной скульптуры. С ценных надгробий были сделаны слепки, которые хранятся в Академии художеств. В 1922 году Общество изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей взяло под свою опеку Лазаревское кладбище. Вскоре под руководством Николая Успенского, одного из лидеров общества, сотрудника Русского музея, были проведены исследовательские работы.

В 1934 году группа ленинградских писателей, посетив экскурсию Успенского, назначенного директором музея, обратилась с письмом к Максиму Горькому с просьбой о поддержке учреждения, еще не открытого для публики. В 1935‑м филиалом музея стали «Литераторские мостки» — часть Волковского кладбища, где похоронены многие известные русские писатели. 18 сентября 1937 года музей был открыт для посещения. Через два года ему передали в ведение городские памятники и мемориальные доски. Так появился Ленинградский музей городской скульптуры.

Как рассказал Владимир Тимофеев, нынешний директор музея, во время Великой Отечественной войны сотрудники вели огромную работу по укрытию и консервации памятников, ни один из них не был разрушен во время блокады. В 1943 году музейщики обходили жилконторы и интересовались ­сохранностью мемориальных досок. Многие были сняты и бережно хранились в безопасных местах.

В послевоенное время сотрудники музея принимали участие в работе жюри конкурсов на проекты новых памятников. Материалы этих конкурсов пополняли музейную коллекцию. Музей выступал заказчиком по созданию памятников Пушкину на площади Искусств и Чернышевскому на Московском проспекте, а также на аллее дважды Героев в Московском парке Победы.

В ведении музея сегодня находятся 270 городских памятников. От небольшого бюста Петра I на Петровской набережной до Московских триумфальных ворот, где под одним инвентарным номером находится сложное архитектурное убранство из чугуна весом более тысячи тонн. В музее существует первая в стране служба по текущему уходу и содержанию памятников. Долгое время она была единственной, и только недавно в Москве был создан ее аналог, которым руководит Юлия Логинова, работавшая в Музее городской скульптуры.

В этом году завершена реставрация фонтана «Грот» на Пулковских высотах, готовится проект для фонтана со сфинксами на Пулковском шоссе, более известного как «фонтан четырех ведьм». Очередного лечения требуют львы на Адмиралтейской набережной. Они сделаны из тонкого медного листа методом выколотки и никак не рассчитаны на то, чтобы по ним лазала излишне любопытная публика. На следующий год запланировано начало ­реставрации сфинксов, украшающих Египетский мост. Работы будут производиться в условиях ­мастерских поочередно, чтобы не лишать зрителей представления о том, как должен выглядеть мост.

Отвечая на вопросы о комплексе «Уткина дача», переданном музею, Тимофеев сообщил, что в будущем году там завершатся общестроительные работы. В 2024‑м комплекс должен открыться для посещения. В нем разместятся постоянные экспозиции по истории Уткиной дачи и городской скульптуре, а также детский образовательный центр и открытое фондохранилище. Говоря о взаимоотношениях с РПЦ, директор музея назвал Благовещенскую усыпальницу положительным примером сотрудничества. Первый этаж с могилой Александра Суворова и ценной скульптурой остается за музеем, второй передан церкви для богослужений.

Важной для работы музея является помощь меценатов. Тимофеев привел интересный пример поддержки из регионов. Власти Пензенской ­области сподвигли тамошний бизнес выделить деньги на то, чтобы ­привести в порядок памятники Белинскому, Добролюбову и Лескову. Власти Орловской области — Тургеневу и Лескову. Все они находятся на «Литераторских мостках». Что касается планов общей реставрации этого филиала, то ее проект был подготовлен, но не нашлось финансирования. Теперь документы устарели, их надо делать заново.

Елена Крылова, заместитель директора по науке, рассказала, что 28 июля, в день рождения музея, сотрудники произведут полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости. На следующий день состоится мемориальная акция на «Литераторских мостках» у могилы Успенского. В программе празднования 90‑летия музея — «Вечера у фонтана» с камерным концертом из произведений классиков в Некрополе мастеров искусств по июльским пятницам. В конце августа в здании по Чернорецкому переулку, 2, откроется выставка «Девяносто», продолжит работу проект «Хрупкость твердого» о реставрации петербургских памятников в окнах музейного выставочного пространства «Невский, 19». На 3 сентября запланирован День Чайковского — композитор был среди первых выпускников петербургской Консерватории.

Надежда Ефремова, старший научный сотрудник музея, хранитель городских памятников, напомнила о реставрации двухсотлетних мраморных Диоскуров, которые находятся у здания Манежа. Прошло ровно 20 лет со времени проведения этой работы. Диоскуры, невзирая на наш климат и бойкое место, находятся в хорошем состоянии, что доказывает качественную работу Сергея Шадрина и его коллег.

Оставалось посмотреть и Благовещенскую усыпальницу. Вера Рытикова, главный хранитель музея, рассказала, что в Некрополе XVIII века ежегодно проводится промывка более ста скульптур. Работы по очистке от биопоражений ведутся совместно с учеными СПбГУ. Карина Валегина, руководитель экскурсионно-массового отдела, показала работы по уходу последнего времени — мраморный памятник Михаилу Ломоносову и чугунный монумент Иоганну Рессигу, известный под названием «Спящий офицер». В Благовещенской усыпальнице тем временем идет реставрация памятников Елене Куракиной и Александру Голицыну, завершение намечено на 2023 год.


#музей #90-летие #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7215) от 21.07.2022 под заголовком «Кто заботится о спящем офицере».


Комментарии