Кружевной платок на мачте

С Юрием Шевчуком, лидером прославленной питерской группы «ДДТ», можно говорить о чем угодно — о политике, о древних цивилизациях, о кулинарии, о стихах — и при этом он все равно будет говорить о чем-то своем. Это понятно — ведь он — поэт. У поэтов же, как известно, стихи слагаются в циклы, а они составляются в жизнь, которая сама — целостное лирическое высказывание. В том, что Шевчук — романтик, сомневаться не приходится. В его стихах, его песнях — постоянное стремление к небу, которое видишь даже тогда, когда смотришь вниз: «В лужах разлетаются птицы с облаками...» И романтический рефрен «прочь от земли», кажется, выдает что-то глубоко личное, затаенное, свойственное ему не только в творчестве, но и в жизни тоже. Так ли это? Захотелось мне поговорить с Шевчуком именно о земном, даже приземленном — чем занимается поэт, пока не требует его к священной жертве Аполлон. Попробовал — да не получилось.

Кружевной платок на мачте |

— В творчестве вы романтик, а в жизни, возможно, деловой человек?

— Я деловой человек ровно настолько, насколько у меня есть на это время. Если оно вдруг появляется, тогда я деловой и могу зайти в магазин и спросить, «сколько стоит это полотенце». То есть по обстоятельствам.

— Вы обращаете внимание на коммерческую сторону вашего дела, с коммерческими вопросами как-то связаны?

— Все связаны, сейчас тем более. Деньги, дело — видите, все на букву «д», все как-то пересекается, переплетается… Мы, может быть, единственная группа, которая сама изготавливает сегодня свои пластинки и сама их выпускает. Мы на это живем. Это сделано для студийной работы — чтобы репетировать, размышлять на студии. Наши музыканты могут по полгода не играть нигде и получать зарплату среднюю по стране. Я могу на полгода уехать куда-нибудь в лес, что-то писать, о чем-то думать, и ни я, ни мои музыканты не умрем с голоду. Мы сами делаем свои пластинки, без всяких посредников, ни с какой фирмой мы не связаны, потом наша бригада, состоящая из трех человек, — гениальных, кстати сказать, — их продает, а мы получаем зарплату и сидим на студии. Редко какая группа сейчас может себе это позволить. Мы два года это пробивали и почему-то пробили. Даже странно.

— Есть такое представление, довольно распространенное, что бедность связана с духовностью, а богатство — с отсутствием таковой. Как вы к этому относитесь?

— Ерунда все это, советской властью навязанная. Мой жизненный опыт говорит совершенно в другом. Я встречал людей богатых и очень человечных. Бедность — в чем-то она как карма, понимаете? А если ты человек энергичный… Я не видел энергичных людей, которые были бы бедными, если бы им самим того не хотелось — в силу каких-то философских или политических взглядов... Бедные, действительно кого нужно жалеть, — старики, инвалиды…

— Я чувствую, вы и себя причисляете к энергичным людям. А разве поэт может быть энергичным, деловым и даже, простите, преуспевающим?

— Он может быть всяким. Поэт — это ведь нечто совершенно не предсказуемое.

— И бизнесом может заниматься?

— Может даже продавцом быть или героем войны — кем угодно. Это абсолютно неважно. Важна духовность, печать окрыленности, молчание. Тогда тебе даются какие-то слова сверху… почему-то именно сверху они идут… это не зависит от социума, от твоего статуса или от количества денег в кармане. Это зависит от души, потом ударило — и все, накрыло, и начал писать правой рукой, пока не заболела, или левой, когда устала правая. Помню, я говорил себе в детстве, что художник не должен жить во дворцах. Теперь понимаю, что это не так. Художник должен быть художником, остальное неважно...

— А что значит быть профессионалом в рок-музыке? И как вам удается столько лет держать высокий уровень текстов, музыки, исполнения?

— Самое главное — любовь к творчеству, внутреннее особое состояние человека, который считает, себя музыкантом или поэтом. Этот человек в любой, абсолютно любой ситуации не в силах «включить заднюю», как у нас говорится, то есть не в силах оплошать. Если не будет гитары, он возьмет и что-нибудь споет или станцует, если ему дадут кинокамеру, он снимет кино, конечно, глупое, но он его все-таки снимет, то есть все равно выразит какое-то свое индивидуальное ощущение от этого мира. По-моему, вот это роднит лучших художников в нашей стране. Если на Западе правило — глубочайшая специализация, то у нас этого нет.

— Наш художник универсален...

— Каждый художник у нас — он не просто художник. Он — все. И в этом тоже извечная наша мистика, наше мистическое понимание всего сущего. Флоренский писал об истине, что для латинян она — это свод законов, для иудеев — это Талмуд, а для нас — все сущее. Поэтому мы широки, и от этой широты, к счастью, родилась глубина в образе Достоевского, Толстого и Пушкина, конечно, который, в общем-то, писал любовные стихи, но они были наполнены таким очарованием глубины, что — на все времена. Просто Россия дает миру сложных, совершенно не предсказуемых и широчайших по своей глубине художников. Когда я бываю на Западе, мы сходимся с друзьями на той мысли, что по мироощущению мы совершенно другие, нежели американцы, французы, англичане. Другие, и слава Богу. Вот почему мы верим в нашу Россию, вот почему мы верим в наше искусство, а если бы мы не верили в него, мы бы его и не делали.

— Как, по-вашему, искусство способно нам помочь сегодня?

— Что есть человек? Вот идет корабль-броненосец среди океана, ревет железная махина, люди на палубе работают, из пушек стреляют... А на мачте, на самом верху, женский платочек порхает, газовый, полупрозрачный, незаметный и скребет небо. И вот корабль подбили, руль отказал, котлы взрываются, люди падают в воду, и он исчезает, этот корабль. А что остается на волнах? Один лишь газовый платочек. Это и есть душа — предмет и смысл искусства, она незаметна в бою. Так от чего он спасет? От пули? Нет. Даже пот им вытереть невозможно. Корабль утонул, а газовый платочек остался. Наверное, односложно ответить на ваш вопрос невозможно… Но очень хочется, чтобы мы выжили, духовно выжили. Чтобы верили в правду и в добро — несмотря ни на что…

М. БОЛОТОВСКИЙ


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 23 (700) от 5.02.1994 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.