Только на сайте

Криминальный Достоевский. Что не так со спектаклем Константина Богомолова «Преступление и наказание»

В Петербурге на сцене «Приюта комедианта» прошла премьера спектакля скандального режиссера. Почему постановка разочаровывает – узнайте в рецензии нашего автора.

Криминальный Достоевский. Что не так со спектаклем Константина Богомолова «Преступление и наказание» | Фото автора

Фото автора

Новую работу московского режиссера Константина Богомолова анонсировали в Петербурге еще в январе, а в феврале билетов на премьеру было уже не достать. Спектакль смог собрать свою аудиторию благодаря громкому описанию, именитым актерам и не так давно вышедшему сериалу «Содержанки». «Богомолов дает новую жизнь классическому тексту и ставит театральное «криминальное чтиво», – звучало в программе постановки.

Вопросы начинают появляться при изучении актерского состава спектакля. Бросается в глаза несоответствие возраста персонажей по роману и подобранных артистов. Образ Сонечки Мармеладовой воплотила 63-летняя народная артистка России Марина Игнатова. Ее отца, Семена, сыграл 33-летний Илья Дель. Роль матери Раскольникова, Пульхерии Александровны, досталась 30-летней Алене Кучковой. Может быть, режиссер намеревался показать на сцене психологический возраст героев? В конечном итоге, это все равно выглядело достаточно нелепо.

Что касается остальных героев, то выбор исполнителей более очевиден. Известный ролями в Александринском театре и получивший «Золотую маску» в 2018 году за роль Свидригайлова Дмитрий Лысенков – в образе Родиона Раскольникова. Мария Зимина играет Дуню Раскольникову. Заслуженный артист России Александр Новиков удачно вписывается в образ Порфирия Петровича. Сильнее выглядит образ Аркадия Свидригайлова в исполнении народного артиста России Валерия Дегтяря. Видимо, сюрпризом для зрителей должен был стать Петр Лужин – его роль исполнил артист маленького роста, Алексей Ингелевич, которого изначально не заявляли в интернете.

Декораций и иной атрибутики в спектакле нет совсем, как и положено в современном театре. Серая комната с двумя симметрично расположенными дверьми, подобие скамейки и барные стойки по бокам – это комната Раскольникова, Сони, полицейский участок и распивочная. Все остальное придется додумывать самому.

Вернемся ко дню премьеры. 24 марта в «Приюте комедианта» царило возбуждение и даже волнение. Перед началом в зале не было мест, люди стояли в проходе. Скромно на третьем ряду расположилась Ксения Собчак. Публика была оживлена и настроена на нечто грандиозное.

Гаснет свет, наступила продолжительная тишина. «Несите топор!», – кричит кто-то из зрителей, и его тут же поддерживает дружелюбный смех. На сцене появляется Пульхерия Александровна с грустным монологом-обращением к своему сыну. Думаешь, сейчас она закончит и будет экшн, убийства, кровь, «криминальное чтиво». Но нет – сразу за ней на сцене появляется Мармеладов со слезливой историей о своей жизни. Все их слова – точные фразы из книги, ни капли не переделанные. Что дальше? Все то же. Диалоги и монологи героев наполняют все действие спектакля, без движений и поворотов сюжета. Убийство старухи-процентщицы лишь проговаривается. Эффектной сцены с топором, которую ожидаешь от Богомолова, так и не происходит. Смотришь спектакль – читаешь книгу: многое приходится дорисовывать в своем воображении.

Богомолов обещал осовременить роман Достоевского. Но сделал он это не текстам или содержанием, а лишь деталями. В одном эпизоде в руках у Раскольникова появляется мобильный телефон, по которому он разговаривает со своим другом. Это, видимо, Разумихина режиссер отправил служить в полицию. Затем он приходит в отделение, где его встречают знакомые каждому из нас полицейские. На них форма XXI века, да и поведение схоже с нашими служителями закона. Единственной музыкой в спектакле стала песня «В моей душе покоя нет» из кинофильма «Служебный роман». Именно она описывает состояние современного Раскольникова, судя по всему.

После первого быстрого «поклона» актеры скрылись за сценой и больше не появлялись перед зрителями. Аплодисменты не утихали, люди готовились вручить цветы – а на сцену так никто не вышел. Даже Константин Богомолов не показался зрителям, хотя в холле до начала спектакля он был замечен. В социальных сетях же премьеру окрестили «холодной».

К сожалению, спектакль не оправдывает ожиданий. После второго антракта в зале наблюдалось довольно много свободных мест, а на лицах оставшихся читалась скука. К концу постановки все герои спектакля казались неживыми и пустыми. Зачитывание монологов и диалогов без эмоций сделало спектакль скучным, а задумку режиссера неясной.

#театр #спектакль #Приют комедианта

Комментарии