Крещенный крестами, коронованный сценой. Эдуарду Кочергину исполняется 85 лет

Сегодня главному художнику БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуарду Кочергину исполняется 85 лет. Если вы думаете, что он встречает свой день рождения дома за праздничным столом, то глубоко ошибаетесь. Его на этой неделе чествовали в Москве. И не только как художника, сценографа, педагога, но и как писателя. В Театре им. В. В. Маяковского был также показан спектакль (дважды, потому что желающих попасть и поздравить немало) «Крещенные крестами» по его книге, многими зачитанной до дыр.

Крещенный крестами, коронованный сценой. Эдуарду Кочергину исполняется 85 лет | ФОТО Стаса Левшина/предоставлено пресс-службой БДТ

ФОТО Стаса Левшина/предоставлено пресс-службой БДТ

С некоторых пор, по признанию Эдуарда Степановича, он и сам не знает, кто он есть на самом деле — художник или писатель. И приводит целый список «товарищей по перу», который начинается с Бенвенуто Челлини, а продолжается такими русскими мастерами (слова? кисти?), как Петров-Водкин и Александр Бенуа.

В рисовальных талантах Кочергина давно уже никто не сомневается. Его рисунки и эскизы хранятся в главных музеях страны, количество сценографических работ не поддается учету, зрители воспринимают его наравне с корифеями БДТ, МДТ, МХТ и т. д. Но кто мог предугадать, что выпускник «рисовальной бурсы», известной как средняя художественная школа, сделает такую умопомрачительную литературную карьеру? В мае этого года во время Международного книжного салона на Дворцовой площади самая длинная очередь за автографами выстроилась именно к Эдуарду Кочергину. ­Мастер покорно сидел на стенде издательства «Вита Нова» и подписывал свою очередную новинку (по моим расчетам — восьмую) — книгу «Житие Лидки Петроградской, или Рассказы питерских островов». Ранее подобные картины наблюдались в столице — на международной ярмарке интеллектуальной литературы «Нон фикшн», например. А уж когда ему вручались премии вроде имени Рериха, Гоголя или Довлатова, или «Национальный бестселлер», публика осаждала автора, как некогда осаждала БДТ, где шли спектакли золотой товстоноговской поры.

Успех сценографа, полвека назад пришедшего в театр на Фонтанке, был мощным и заслуженным. Товстоногов обрел в ученике Н. П. Акимова незаменимого союзника. Здесь была своя интрига: два ведущих режиссера не дружили и в известном смысле были даже оппонентами. Однако основательная школа плюс яркая индивидуальность — это всегда залог высокого результата. Каких только наград не был удостоен художник. Одна «Золотая Трига» Пражской квадриеннале чего стоит! Соученики по Театральному институту вспоминают двадцатилетнего Эдика как очаровательного кудрявого парнишку, чья обманчивая внешность скрывала твердый и взрывной нрав. Кто ж знал о его подростковых «университетах», о том, что крещен белокурый херувимчик был крестами колючей проволоки ГУЛАГа?..

Закалка пригодилась в работе. В театральном Ленинграде слагались легенды о бескомпромис­сном характере Кочергина. О его спорах (чуть не драках) с режиссерами, ничего не понимавшими в свете, цвете, фактурах и композиции. Вскоре легенды подкрепились сценическими шедеврами вроде декорации к трилогии о царях в Театре им. Комиссаржевской, когда стена, олицетворявшая силу власти, надвигалась на зрителя, грозя смести все на своем пути. Костюмы к «Королю Генриху IV» (БДТ) перевернули представления о том, как должны выглядеть шекспировские герои… Бревенчатый настил в «Братьях и сестрах» соперничал с неотвратимостью хода гильотины в «Бесах» (МДТ) … Шкура, содранная с Холстомера, расцветала ситцевыми ранами… Траурные зеркала «Вишневого сада» (МДТ) неуловимо рифмовались со слепым окном «Кроткой» и ветхими стенами «Дяди Вани» (БДТ). На сцене МХТ имение господ Головлевых утопало в душных объятиях старой овчинной дохи…

Благодаря Кочергину декорация превратилась в сценографию. Оформление сменилось концептуальным высказыванием. Известно его пристрастие к натуральным фактурам — дереву, сену-соломе, кожи, шерсти, меху… В этом смысле он «деревенщик», потому что городские фактуры безличны и к людям равнодушны.

Товстоногов, конечно, ревновал своего главного художника к Додину. Но Эдуард Кочергин столь целен, что ревность безнадежна. Это все равно что ревновать Чехова к Шекспиру. Любовь и признательность к режиссеру Кочергин выразил в рассказе «Медный Гога».

С некоторых пор так и повелось: то, что было недосказано на сцене, договаривалось на бумаге. А герои книг выходили на подмостки. Оба — писатель и художник — философы. Оба знают, что делает время с человеком и что человек делает со временем. Над самим Эдуардом Степановичем время, похоже, не властно. Надеемся, что еще прочтем его новые книги и увидим новые спектакли с его сценографией.


#юбилей #день рождения #театр #художник #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7260) от 22.09.2022 под заголовком «Крещенный крестами, коронованный сценой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?