Крещенная блокадой. Как Ольга Берггольц стала музой Ленинграда

16 мая исполняется 110 лет со дня рождения Ольги Берггольц. Поэта, музы блокадного Ленинграда, чей голос приходил по проводам из Дома радио, проникал сквозь промерзшие стены в тысячи квартир, вселял мужество и надежду.

Крещенная блокадой. Как Ольга Берггольц стала музой Ленинграда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

Ольга Берггольц многие годы считалась образцом советской поэтессы, амазонкой поэзии, «революцией мобилизованной и призванной». Идеалом новой, советской, женщины, словно сошедшей с картин Дейнеки или Самохвалова. Ахматова, с которой Ольга Берггольц дружила много лет, называла ее иногда Джокондой. Но, казалось, это была именно советская Джоконда, как знаменитая «Девушка в футболке» Александра Самохвалова...

На самом деле все было сложнее. И происхождение Ольги Берггольц не могло считаться в те годы безупречным. Мало того что из обрусевших немцев, так еще и отец, выходец из Латвии, был не рабочим или крестьянином, а врачом, талантливым хирургом. И роман с советской властью складывался мучительно.

На фотографии, где Ольга запечатлена подростком, мы видим красавицу со светлыми, как льдинки, глазами, в ореоле золотых волос, заплетенных в длинные косы. Учиться бы ей в институте благородных девиц. Но судьба ей выпала другая. Вместо шляпки - красная косынка. Косы принесены в жертву, и с тех пор она стригла волосы и носила их на косой пробор - аскетично, по-пролетарски. Она писала стихи с детских лет. Не только лирику, но и, по заданию партии, воспевала социалистические стройки.

При этом жизнь не была к ней ласкова. В конце 1930-х годов арестовали мужа - поэта Бориса Корнилова, автора «Песни о встречном». Потом пришли за ней. Несколько месяцев Ольга Берггольц провела в тюрьме, где ее, хрупкую женщину, к тому же беременную, избивали. Ребенок погиб, не успев родиться. Каким-то чудом ее выпустили. А вскоре началась война. Ольга Берггольц могла уехать из Ленинграда в эвакуацию вместе с Анной Ахматовой, но отказалась наотрез. Судьба давала ей еще один шанс покинуть обреченный на страдания город - командировка в Москву.

Читаем запись в дневнике (дневники Ольги Берггольц, много лет закрытые в архиве, были подготовлены к печати и изданы в 2010 году):

«2/III-42. Москва

Живу в гостинице «Москва». Тепло, уютно, светло, сытно, горячая вода.
В Ленинград! Только в Ленинград...
В Ленинград - навстречу гибели... О, скорее в Ленинград! Уже хлопочу об отъезде...».

На ленинградское радио она пришла в самом начале войны. Молодую поэтессу направили в литературно-драматическую редакцию. Так началась ее работа или, вернее, служение - ленинградцам, городу, миру.

По вершинам,

вечно обнаженным,

Проходила жизнь моя,

                                               звеня...

И молились

                        Ксении Блаженной

Темные старушки за меня...

- писала впоследствии Ольга Берггольц. Атеистка, отринувшая веру в Бога и все же ставшая почти святой - ленинградской Мадонной.

Сестра моя,

                             товарищ, друг и брат,

Ведь это мы,

крещенные блокадой!

Нас вместе называют -

Ленинград,

И шар земной

                        гордится Ленинградом,

- читала она измученным людям стихи. И, казалось, сама смерть отступала при звуках ее голоса.

Хочется сказать и о женской красоте, которая, видимо, как-то способствует даже физическому выживанию. В страшную блокадную зиму 1942 года, которую Берггольц иногда называла «варфоломеевской» или «библейской», проделав трудный путь от своего дома на улице Рубинштейна до Дома радио, она еще находила в себе силы накрасить перед эфиром губы. Слушатели не могли ее видеть. Но, возможно, помада придавала уверенности в себе.

Берггольц потеряла в ту зиму своего второго мужа - Николая Молчанова. Он умирал страшно, от истощения. И в блокаду же случилась у нее любовь, о чем она с предельной откровенностью пишет в дневнике:

«Потомки, наверное, будут испытывать ко мне презрение? Героическая оборона Ленинграда, а я думала и писала о том, скоро или не скоро человек признается в любви... Но ради чего же мы тогда оборонялись? Ради жизни же, а я - жила». И поддерживала жизнь в других.

Люди помнили свою спасительницу, ее стихи, которые были так же важны, как хлеб. Когда после войны в Филармонии был вечер, посвященный ее пятидесятилетию, и Берггольц в закрытом, по-монашески строгом платье из черного бархата вышла на сцену, зал встал.

Она хотела, чтобы ее похоронили на Пискаревском кладбище - «Вместе с моими». Там, где братские могилы, где выбиты на граните ее слова «Никто не забыт и ничто не забыто». Партийные власти города решили иначе, местом последнего упокоения поэта стали Литераторские мостки Волковского кладбища. На ее смерть ленинградский поэт Глеб Горбовский написал стихи, он читал их на панихиде:

Здесь, на камнях,

горит твой стих,

и камни стали

                        как бы зримей.

Как будто тенью Хиросимы

ты отпечаталась на них.

#поэт #блокада Ленинграда #Ольга Берггольц

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6679) от 15.05.2020 под заголовком «Крещенная блокадой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?