Крепкий Орешек

Путь в крепость Орешек из города не близкий, но и не за тридевять земель. Автобус от станции метро «Улица Дыбенко» до Шлиссельбурга, затем переправа на остров Ореховый.

Крепкий Орешек | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В будние дни два теплоходика, не битком, но и не полупустые, снуют до крепости и обратно. В выходные, когда поток посетителей ширится, к ним присоединяется еще один.

Два-три года назад, когда переправа не была регулярной, в сезон на остров высаживались 50 тысяч человек. Теперь – вдвое больше. История манит, а в крепости, основанной в 1323 году в истоке Невы из Ладожского озера новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, много ее пластов, уходящих в глубь веков.

Вместе с билетом посетители получают экскурсионное обслуживание – рассказ об архитектуре памятника, его славном военном прошлом и о людях, которые здесь сражались или томились в заточении.

В начале своей истории крепость служила форпостом на границе со Швецией. В ХVIII – XIX столетиях она стала «Русской Бастилией», где содержались члены царской семьи, претенденты на престол, государственные и общественные деятели, революционеры. Вероятно, не лучшее время своей жизни здесь провела первая жена Петра I Евдокия Лопухина. В крепости был казнен Александр Ульянов; список страдальцев можно продлить.

После революции Орешек стал филиалом Музея Октябрьской революции, а в годы Великой Отечественной войны вернул себе первоначальное предназначение. Защитники крепости почти 500 дней держали оборону, не давая замкнуть кольцо блокады Ленинграда.

Артиллерийские обстрелы разрушили много памятников на территории острова. Реставраторы пришли туда в 1953 году и увидели руины, горы битого кирпича, неразорвавшиеся снаряды. В центре крепостного двора на законсервированных руинах Иоанновского собора высится выразительный монумент защитникам Орешка 1941 – 1943 годов.

Последние пятьдесят с лишним лет крепость Орешек – филиал Музея истории города. Музей начал комплексное изучение и реставрацию памятника. В его фондах хранятся четыре огромных макета Орешка на разное время существования – XVI век без бастионов; XVIII – с бастионами; XIX – с тюрьмами; ХХ – крепость, разрушенная войной.

Сегодня на Ореховом острове можно видеть частично сохранившиеся и восстановленные каменные стены и башни XVI века, остатки земляных бастионов XVIII столетия, тюремные здания второй половины XIX – начала ХХ веков. В Старой и Новой тюрьмах развернуты экспозиции, рассказывающие об условиях содержания узников и о тех, кто там томился.

Наконец, нельзя не упомянуть законсервированный фрагмент первой каменной крепости 1352 года, который был раскрыт археологами в 1968 году.

Сооружения крепости Орешек уникальны, в них отразилась история европейского фортификационного искусства. Королевская башня помнит шведов. Ее фасад и первый ярус реставрированы, можно войти, заглянуть в бойницы. Восстановлены Государева и самая мощная, с толщиной стен 6,5 метра, башня Головина. Посетитель с воображением может спуститься вниз, увидеть каменный свод, почувствовать крепость изнутри, вообразить себя древним воином.

Но почти полностью разрушены Светличная и Мельничная башни. В руинах стоят казармы – грандиозное сооружение начала XVIII века. Они сложены из кирпича, примыкают к крепостной стене. Казармы возводились для гарнизона, но со строительством Кронштадта Шлиссельбург потерял военное значение. Первые узники – опальные вельможи и неугодные царедворцы – за неимением специальных тюремных помещений содержались в казармах для солдат.

Одним из узников был Иван VI, которого иногда называют русской «железной маской». Место, где находилась камера, в которой Иван Антонович провел последние восемь лет жизни, известно и обозначено. Стен нет, но на полу остался след печи, рядом, скорее всего, стояла кровать. При желании можно представить, как происходила попытка освобождения несчастного узника, в результате которой он был убит.

Расположение острова, большая влажность разрушительно действуют даже на памятники из камня. Казармы выглядят живописно, но заметно, что они устали ждать реставрации.

В 2023 году крепости Орешек исполнится 700 лет. Веский повод дату отметить, и достаточно времени, чтобы к ней подготовиться. Бессмысленно задаваться вопросом, сколько средств потребуется, чтобы привести крепость в полный порядок: отреставрировать то, что можно, законсервировать руины, по возможности выполнить реконструкцию утраченного. Пока все это из области фантазий. Нет утвержденных планов, а значит, проектов и смет.

Надо отдать должное городу, заботу об Орешке он проявляет по мере сил. Чиновники в крепость наведываются. В прошлом году на средства из городского бюджета – 7 миллионов 700 тысяч – проведена историко-культурная экспертиза, выявлены объекты культурного наследия на территории памятника. Одним из 29 объектов признан культурный слой, он складывался с новгородских времен.

В этом сезоне город выделил деньги на ремонт шатров над башнями. Но ощущается необходимость масштабных реставрационных работ.

Крепость Орешек – памятник федерального значения, внимания и участия федеральных властей ему явно не хватает. Тем более что интерес к памятнику растет.

В ближайшее время к причалу на острове начнут швартоваться круизные суда, следующие на Валаам. Одна из туристических компаний планирует включить памятник в маршрут китайских туристов. Уже сегодня в Орешке слышна речь финских путешественников.

В советские времена крепость принимала до 300 тысяч человек за сезон. Есть куда развиваться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5703) от 18.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?