Красота от Муцухито и Смушкина

В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868 - 1912). Из частной коллекции».

Красота от Муцухито и Смушкина | Слева - Бэнкэй, держащий колокол. Мастерская Мияо Эйсукэ. Ок. 1890 г. Справа - Сова. Мастер Хидэеси. Ок. 1900 г. <br > ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Слева - Бэнкэй, держащий колокол. Мастерская Мияо Эйсукэ. Ок. 1890 г. Справа - Сова. Мастер Хидэеси. Ок. 1900 г.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

- Эта коллекция - одна из самых больших в мире - впервые показана вместе. Изумительные вещи по технике и эстетике, - сказал Михаил Пиотровский на открытии выставки.

Вторая половина XIX века - особый период в истории Японии. К власти пришел молодой император Муцухито, чьим девизом и посмертным именем стало понятие «Мэйдзи» («просвещенное правление»), отразившее намерения создать новую, современную Японию.

На выставке представлено около 700 произведений из керамики, а также изделия, декорированные эмалями и лаками, предметы из металла различной техники обработки - работы придворных мастеров.

Наиболее полно отражено искусство эмали: от первых опытов японских художников в этой области до совершенных работ 1910-х годов. Вазы и сосуды украшены эмалью с использованием однотонного, иногда контрастного черного зеркального фона с изображениями птиц, цветов, бабочек. Эти изысканные предметы отсылают зрителя к стилю модерн или шедеврам Фаберже. Среди экспонатов произведения известных мастеров. Они невероятно ценны: с окончанием правления императора Муцухито многие мастерские были закрыты, а технологии утрачены.

Замечательная коллекция японской керамики представлена сацумскими вазами и курильницами.

Выполненные из дорогих пород дерева, украшенные в традиционной для Дальнего Востока лаковой технике, изделия характерны для времени создания. Это кабинеты с дверцами, инкрустированными перламутром, черепаховым панцирем и дорогими привозными материалами; шкатулки, украшенные золотым лаком разных оттенков. В качестве сюжетов для композиций использовались как традиционные мифы, так и исторические эпизоды. Интересно, что японские мастера применяли лак не только для предохранения изделия от повреждений, но и для создания интересного оптического эффекта.

Эту коллекцию Захар Смушкин собирал в течение семи лет. Приобретались вещи из частных коллекций и на аукционах. Почти все были в хорошем состоянии. Несколько предметов, отделанных перламутром, потребовали деликатного вмешательства реставраторов.

По словам Смушкина, «любую законченную вещь надо предъявить обществу», а свою «японскую» коллекцию он считает законченной.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог в четырех томах на русском и английском языках. Во вступительной статье генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Масанори Фукусима отметил: «Мне крайне отрадно, что такая содержательная выставка, посвященная Японии, откроется в Эрмитаже - музее, куда приезжают люди со всех уголков света. В связи с этим мне, возможно, удастся хоть частично испытать то чувство, которое испытывали представители японского правительства периода Мэйдзи, когда представляли предметы своей родины на международных выставках».

В беседе с журналистами Захар Смушкин рассказал, что он хотел бы создать в Петербурге галерею современного искусства, коллекцию которой могут составить работы современных художников и скульпторов из частных собраний петербургских предпринимателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.


Комментарии