Красное на белом

В БДТ им. Г. А. Товстоногова состоялась премьера. «Губернатор» - один из первых спектаклей, который можно счесть приуроченным к 100-летию Октябрьской революции.

Красное на белом | Исполнитель главной, трагической роли Дмитрий Воробьев выступает в спектакле и как защитник, и как обвинитель своего персонажа - Губернатора.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ им. Г. А. Товстоногова

Исполнитель главной, трагической роли Дмитрий Воробьев выступает в спектакле и как защитник, и как обвинитель своего персонажа - Губернатора.
ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ им. Г. А. Товстоногова

Впрочем, посвящения нет ни в афише, ни, похоже, в замысле постановщика. За основу взят рассказ Леонида Андреева, написанный по следам событий 1905 года. Конечно, все революции связаны и похожи друг на друга, особенно в России, и остается только снять шляпу перед прозорливостью писателя, постигшего самую суть механизма истории, хотя и не ставшего буревестником.

Ничем не обоснованная репутация Андреева как беллетриста «второго ряда» и несценичного драматурга не помешала театру заново открыть содержательные глубины и драматургические достоинства прозы, редко, мало и невнимательно читанной. Автор литературной композиции Светлана Щагина и режиссер Андрей Могучий сохранили не только авторский текст (Василий Реутов читает его сухо, остраненно и внятно - словно документальную прозу), но и композиционный ход (членение на эпизоды). Театральные метафоры, пронизывающие рассказ Леонида Андреева, пригодились и актерам, и режиссеру, и сценографу Александру Шишкину, передавшему даже цветовые акценты повествования. Белый шелковый платок Губернатора, которым он в раздражении отмахнулся от разъяренной толпы, алые пятна крови на нем; унылая казенщина стен; ядовитая роскошь портьер (будто зелень, которой он «перекушал»); свинцово-серые, с въевшейся металлической пылью, лица рабочих; трупы бунтовщиков, вроде сломанных кукол из папье-маше... Все это из прозы Леонида Андреева.

Тесное, замкнутое пространство, похожее на одиночную камеру, посреди огромной сцены Большого драматического театра - это и явь, и сон, и наваждение. Губернатор загнан в угол, приговорен и обречен. И деловитые ангелы, спустившиеся с небес в сверкающих латах, первыми поднимут на него руку. От их выстрелов не защитят ни зов: «Алеша! Алеша!», ни мышиного цвета подушка (чуть не единственная историческая параллель, которую позволил себе театр).

Время действия обозначено фото- и кинохроникой начала XX века, конфликт, однако, выходит за рамки сюжета. Драматизм повествования в спектакле усилен, нам рассказывают не столько о революции, сколько о вечном противостоянии человека и общества. Драма одиночества развивается в трагедию нескончаемого круговорота мести. «Взмах белого платка, выстрелы, кровь» - неотвязный кадр собственной жизни, мгновение, прервавшее десятки чужих жизней, впился в сознание героя как незаживающая рана вины.

Губернатора играет Дмитрий Воробьев. Уже само назначение на роль обещает объемность образа, многомерность характера. Петр Ильич - генерал, служака, старой закалки градоначальник, во всем ценящий порядок. Однако послушные некогда люди и вещи перестали ему подчиняться, дом ветшает, семья разваливается, стекла, разбитые булыжником пролетариата, никто не спешит вставлять... О такой осколок Губернатор поранился, невольно присоединив свою кровь к крови невинно убиенных. Так он постоянно бередит душевную рану, пытаясь повернуть время вспять или хотя бы как-то упорядочить хаос, поселившийся и в нем самом, и в мире. Но чем больше он вникает в происходящее, тем меньше находит понимание в окружающих. Подчиненных и домочадцев занимают нудные мелочи жизни.

Режиссер даже перестарался, живописуя сатирическими мазками тупых полицейских, корыстных чиновников и распутную кокаинистку губернаторшу. Надо полагать, опытные артисты БДТ со временем поубавят обличительный пыл и заговорят человеческими голосами. Как это делает, например, Георгий Штиль - совершенно толстовский персонаж, философически утешающий барина: мол, пожалуй что убьют, а после пожалеют... Точную интонацию выдерживает и Андрей Феськов (приглашенный на роль губернаторского сына Алексея). Почтительность в его тоне перебивается снисходительными нотками. Так воспитанные молодые люди говорят с безнадежно больными и безнадежно устаревшими предками. А предки, почувствовав полное сиротство, продолжают уповать хоть на чью-нибудь жалость. Герой Дмитрия Воробьева за полтора часа, пока длится действие, успевает из бравого генерала превратиться чуть не в Поприщина. Участие и понимание он находит лишь у неведомой ему гимназистки, ангела милосердия в белом форменном фартучке с крылышками, да у рабочего, написавшего ему жестокое, но справедливое письмо. Рабочий тем не менее оказался в компании ангелов смерти, свершив возмездие в тот момент, когда Губернатор уже свыкся с мыслью о том, что его убьют. Более того, он торопил смерть, нарочно ей подставляясь, даже присланную ему на дом бомбу поспешно и нежно прижал к груди, спрятав под мундир. Бомбы, однако, тогда еще не наловчились делать как надо, часовой механизм подвел, так что пришлось герою вновь готовиться к роковой встрече. И вновь, как в начале спектакля, путать мстителей с просителями и неловко закрывать лицо подушкой, как позже будут делать другие исторические персонажи, чья трагическая вина заключалась главным образом в принадлежности к несчастному семейству Романовых.

Бунтовщики, голодающие, обитатели рабочих окраин обрисованы в спектакле с не меньшим сочувствием. Экспрессионизм «Симфонии гудков» и плач матери (словно сошедшая с офортов Гойи Аграфена Петровская) над телом убитого ребенка, как и музыка Олега Каравайчука (давнего спутника режиссера), действуют на публику столь же сильно, как «взмах белого платка, выстрелы, кровь». Два мира, которые существуют порознь и по-разному, все же не враждебны. Это, как понял, перестрадав свою вину, Губернатор: «С крестами, свои!» Им еще предстоит воевать и бок о бок, и против друг друга, но всякий раз найдется кто-то, кто вспомнит, что «людей надо кормить, а не убивать».

Режиссер Андрей Могучий еще застал времена «датских» спектаклей. Сам таковых никогда не ставил. И наверняка сочувствовал старшим коллегам, вынужденным по случаю красных дней календаря перечитывать заново что-нибудь, к чему сердце не лежит. Сегодня Могучий - государственный человек. И к репертуару относится бережно и вдумчиво. Тем более что ему неустанно напоминают о традициях Товстоногова, миссии БДТ. Спектакль «Губернатор» всем этим пунктам соответствует. Классика и современность тут выступают рука об руку. Новый автор для публики открыт. Талантливый актер сыграл чуть не лучшую в своей карьере трагическую роль. А история, рассказанная со сцены, увы, актуальности не потеряет даже через много лет после премьеры, сыгранной в самом начале 2017 года.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...