Кожанка Кулика и Октябрина
В ряду музейных событий, посвященных 100-летию революции, не потеряется выставка «Вдохновение в красных тонах. Искусство, рожденное революцией», которую Музей истории Петербурга открыл в особняке Румянцева (Английская наб., 44).

Александр Самохвалов. «Киров и Калинин в Баку». Репродукция. ФОТО АВТОРА
Этот проект соединил показ картин из фондов музея, неизвестных публике, а также недавно приобретенных, и реставрационную премьеру - показ Белого (Танцевального зала), которому накануне вернисажа возвращен исторический облик.
В парадной анфиладе показано 130 произведений, созданных в 1920 - 1980-е годы. Музей разумно не погнался за количеством, позволяя зрителю легко сфокусироваться на самом важном и интересном. Уже на парадной лестнице его ждет первый сюрприз: картины Юрия Боско «Кто был ничем, тот станет всем» и Леонида Ловенова «Мы наш, мы новый мир построим». Они создавались именно для этого места в 1956 году как дипломные работы двух студентов Мухинского училища. Музей к тому моменту существовал всего два года, особняк Румянцева предназначался для показа достижений социалистического Ленинграда. Юрий Боско, живущий сейчас в Москве, приехал на вернисаж и вспоминал, что директор Людмила Белова, возглавлявшая музей в те годы, разрешила студентам работать прямо в залах особняка.
Эпиграфом к выставке служит кожанка, подбитая мехом, которая принадлежала революционеру Петру Куликову, партийная кличка - Кулик. Создатели выставки стремились создать образ комиссара, выгнавшего хозяев из особняка.
Рядом с эскизами скульптуры Карла Маркса, созданными Александром Матвеевым по плану монументальной пропаганды (сами памятники не сохранились), показаны гипсовая голова девочки с популярным именем Октябрина Матвея Харламова и фигурка «Доярки» из белоснежного бисквита, созданная на неизвестной фабрике. Кстати, в 2001 году в Петербурге проживала 331 Октябрина.
Специальный зал отведен изображениям Сергея Кирова. Даже в промышленном пейзаже «Киров и Калинин в Баку» Александра Самохвалова заметна светлая гамма мастера «Круга художников». Рядом - портрет из птичьих перьев, продукция фабрики «Пух-Перо» и трогательное любительское изображение Кирова.
Девятиметровое панно «Октябрьская революция в Петрограде» Владимира Серова - Николая Кочергина прежде украшало Мариинский дворец. С ним в спор-диалог вступают три эскиза декораций к спектаклю «1-я Конная» по пьесе Всеволода Вишневского, созданные в 1970 году Алеком Раппопортом, учеником Николая Акимова, одним из лидеров неофициальной «газаневской» культуры.
Среди агитационных ваз находится скромное произведение из стекла «Подарок комсомола Грузии ленинградской молодежи в день 250-летия города-героя». На вазе дата: 1953 год, она исторически точная, но из-за смерти Сталина юбилей города состоялся только в 1957-м. Но самое интересное, что на вазе нет изображения вождя.
Показ подарков Сталину под названием «Культ личности» выглядит спорным. Об этой трагической истории было подробно рассказано в 2012 году на выставке к 100-летию ГМИИ им. Пушкина в Москве. В 1949 году ради открытия Музея подарков Сталину в одночасье «пустили под нож» ГМИИ. В 1953-м все вернулось на круги своя, подарки раскидали по музеям страны. Музею истории Петербурга досталось всего 60 предметов из 17 тысяч.
Разнообразную «лениниану», от федоскинских шкатулок до профессиональной живописи, затмевает пятиметровой высоты портрет Ленина на фоне Волховской ГЭС. Он был создан в 1927 году для актового зала Смольного, в музей передан в 2004 году.
Этот портрет выставлен отдельно в Белом зале, который обрел исконные классицистические пропорции и декор. В ходе недавней реставрации была демонтирована модель бомбоубежища, входившая в блокадную экспозицию. Музей намерен обновить ее в других залах особняка, а в парадной анфиладе рассказать о герцогах Лейхтенбергских - коллекционерах и владельцах особняка.
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии