Котик Моцарта. Как привить ребенку «классический» музыкальный вкус

Действительно, в этом есть резон - ко всему хорошему лучше привыкать с детства. Я, вдохновленная той же идеей, искала места, куда можно пойти с трехлетним ребенком послушать классику. Ведь в Филармонию объективно еще рановато, а развивать эстетический вкус мучительно хочется.

Котик Моцарта. Как привить ребенку «классический» музыкальный вкус | К миру музыки малышей с двух-трех лет приобщают и на самых известных сценах города. Например, в Мариинском театре и в Камерном зале Академической капеллы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

К миру музыки малышей с двух-трех лет приобщают и на самых известных сценах города. Например, в Мариинском театре и в Камерном зале Академической капеллы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мы с Марком пошли в театр «Кот Вильям». Это театральная корпорация с несколькими филиалами в разных районах города. Помимо спектаклей и развлекательных программ и занятий, оказалось, что там есть еще концерты и даже опера.

Мы пошли на один из концертов абонемента «Классика для малышей», в котором раз в месяц даются короткие выступления студентами и выпускниками Консерватории. Наш концерт был посвящен музыке Моцарта. Проходил он прямо в игровой комнате, где детям и родителям предлагалось сесть на подушки и послушать фортепиано и виолончель. Каждый выпуск абонемента посвящен не только отдельному композитору, среди которых Вивальди, Моцарт, Пуччини, Чайковский, но и отдельному инструменту, который играет дуэтом с фортепиано.

Концерт сопровождала ведущая Елизавета Гривенкова, которая вела с детьми беседу о музыке, загадывала загадки, спрашивала музыкантов о том, как извлекаются звуки из инструмента. Диалог был приятным и живым. Мы узнали, что в руках пианиста лежит невидимое яблочко, а рука виолончелиста, которая держит смычок, должна быть похожа на котика. Говорили и о регистрах, сажая на нотный стан нарисованных птичек и мишек, стучали в сильные и даже слабые доли под одну из композиций, пытались петь.

Качество исполнения порой огорчало, было слышно, что репетиций у дуэта не было, и, как говорят в Консерватории, это была «концертная читка с листа». Может быть, это заметили не все, но я услышала в силу освоенной ранее профессии классического пианиста. Но даже несмотря на эти досадные нюансы, приобщение к музыке состоялось - дети воодушевленно играли на виолончели и фортепиано после концерта, мамы фотографировали, где-то глубоко в подсознании засела фигурка Моцарта, которая, если продолжать приобщать юных слушателей, будет приобретать все более четкие очертания.

В тот же день мы неожиданно для себя попали еще и на детскую оперу «Дюймовочка». Она проходила в том же театре, только уже не в игровой, а в театральном зале. Автор оперы - молодой композитор Рустам Сагдиев уже написал музыку ко многим спектаклям этого театра и является автором двух опер, которые идут в Мариинском.

Команде театра удалась важная задача - не перегнуть палку в строгости и академичности жанра, при этом оставив все его законы, структуру, развитие, не спустившись до детских прихлопов и притопов. В опере есть полноценная увертюра, арии, речитативы, дуэты и даже финальный квартет. Это действительно серьезная музыка, современно звучащая, со сложной партитурой, которую исполняет концертмейстер Екатерина Венчикова. В ее игре есть и детальная нюансировка, и дирижерская воля, и прекрасное чувство ансамбля. Либретто оперы написал сам композитор, и это очень слышно, потому что литературная и музыкальная составляющие дышат общей стилистикой и слушаются очень цельно.

Не знаю, как мой сын, а я, кажется, никогда не забуду арию Жабса, который по-оперному страдал, что Дюймовочка не вышла за него замуж, распевая тенором на все лады лишь только «Квак-квак брекекек». Поверьте, это было на уровне «паду ли я стрелой пронзенный», но, естественно, с большой долей иронии.

Вообще все персонажи удались и музыкально, и драматургически, и внешне, что немаловажно, ведь дети, особенно нынешние, во многом визуалы. Пели тоже замечательно: все исполнители - выходцы из Академии молодых певцов Мариинского театра и заняты в серьезных постановках. А режиссер Филипп Евич, тоже, кстати, оперный певец, деликатно и тонко собрал действие, сделав почти невозможное - на таком камерном пространстве и с довольно внушительными ариями он поймал движение, преодолев оперную статику. Благодаря этому смотреть и слушать оперу не скучно.

Марк, которому сейчас 3,3 года, слушал крайне внимательно и только иногда что-то спрашивал шепотом, а я ему поясняла на ушко. Его фаворитом в спектакле оказалась Ласточка - этот персонаж не поет, а танцует, и эта маленькая девочка, как оказалось, дочь концертмейстера с очень красивым именем Лусия Д,Онофрио. Марк даже хотел познакомиться с ней после спектакля. А стало быть, у нас теперь есть все шансы заинтересоваться еще и балетом.

Новинка! В нашем интернет-магазине продаётся книга о 290-летней истории газеты "Санкт-Петербургские ведомости", автор - Дмитрий Шерих. Спешите купить!

#классическая музыка #дети #родители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6310) от 29.10.2018 под заголовком «Котик Моцарта».


Комментарии