Главная городская газета

Космос - это по-нашему

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Космос - это по-нашему |

Новый отечественный фильм «Салют-7» рассказывает об одном из драматичных эпизодов в истории освоения космического пространства.

Похоже, что творцы российского кинематографа вспомнили о том, что наша страна является космической державой. Этой теме не очень везло в прежние времена, когда космос проходил по ведомству кинофантастики, а в эпической саге «Укрощение огня» Королев и Гагарин «скрывались» под чужими именами. Иные нынче времена, и завеса секретности уже не покрывает тенью ни наши достижения, ни драмы и проблемы, с которыми столкнулись первопроходцы за 60 лет космической эры. В этом контексте появились заметные ленты о людях и событиях в нашей космонавтике: «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего (2008), «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко (2013) и, наконец, «Время первых» Дмитрия Киселева - совсем недавняя премьера, которую уже могли увидеть и телезрители.

Так что «Салют-7» режиссера Клима Шипенко возник не на пустом месте. За основу сюжета взята подлинная история полета корабля «Союз-Т13» к орбитальной станции «Салют-7», которая однажды «замолчала» - не отвечала на сигналы. Возникла вполне реальная угроза ее непредсказуемого и неконтролируемого схода с околоземной орбиты и падения на поверхность Земли. Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились к станции, чтобы разобраться с проблемами на месте.

Такова фактическая основа. Но авторы «Салюта-7», видимо, сознательно ушли от воспроизведения реальной хроники спасения мощнейшего орбитального комплекса весом 20 тонн. Герои сохранили имена прототипов, но получили иные экранные фамилии - Федоров (Владимир Вдовиченков) и Алехин (Павел Деревянко). Единственный реальный исторический персонаж в картине - Горбачев, чья фамилия пару-тройку раз мелькает в диалогах. Словом, перед зрителями вроде бы узнаваемая, но в то же время и выдуманная история о том, как русские мужики летают в космос.

При наличии у картины серьезных экспертов и консультантов можно не беспокоиться за достоверность изображения процесса работы наших космонавтов на орбите. Эти эпизоды, которые занимают значительное время в картине, смотрятся эффектно, «глаз не оторвать». Расхваленная по всему свету «Гравитация» Альфонсо Куаррона и рядом не пролетала!

Для усиления драматургического напряжения сюжета придуманы несколько нештатных ситуаций, которых в реальном полете 1985 года не было. Но об этом вспоминаешь уже после того, как фильм закончился, ибо во время просмотра градус переживания именно в этих сценах очень высок. Чего стоит история с пожаром или ключевой момент всего фильма - борьба с защитным колпаком датчика ориентации солнечных батарей, который надо сбить во что бы то ни стало. Для спасения станции, а уже потом - для спасения собственных жизней. Хотя в космосе не всегда понятно, чем одна задача отличается от другой, и решить их можно, только соединив отвагу и смекалку.

«А зачем нам весь этот космос?!» Думаю, что после фильма «Салют-7» зрители получат ответ на этот вопрос, который задавали еще Королеву.

«Наши своих не бросают» - так можно было бы расшифровать смысл некоторых эпизодов фильма. Фильм Клима Шипенко еще и об этом. Русские парни на околоземной орбите ведут себя точно так же, как вели бы себя на матушке Земле в критических ситуациях. Возможно, именно в этом и заключается замысел авторов ленты: создание атмосферы почти сказочной космической одиссеи, которая просто не может не быть опасной.

Это понимают все персонажи картины, но более всего некий руководитель полетов, не названный по фамилии. Персонаж Алексея Самойленко надолго запомнится тем, кто увидел картину. Давно не было в нашем «космокино» такого мятущегося главы отечественной космонавтики. На его лице отражаются все эмоции - от трагической обреченности до растерянной радости. И ты понимаешь: космос - это по-нашему. Здесь расчет и риск, готовность жертвовать и спасать идут (точнее, летят) рядом. И не всегда подобный полет заканчивается мягкой посадкой.

Тогда, в 1985-м, и нынче, в 2017-м, история «Салюта-7» продолжилась. Станция прожила еще шесть лет. А фильм, получивший от нее в наследство свое название, только стартовал по траектории, направленной к зрителям.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook