Космос - это по-нашему

Новый отечественный фильм «Салют-7» рассказывает об одном из драматичных эпизодов в истории освоения космического пространства.

Космос - это по-нашему |

Похоже, что творцы российского кинематографа вспомнили о том, что наша страна является космической державой. Этой теме не очень везло в прежние времена, когда космос проходил по ведомству кинофантастики, а в эпической саге «Укрощение огня» Королев и Гагарин «скрывались» под чужими именами. Иные нынче времена, и завеса секретности уже не покрывает тенью ни наши достижения, ни драмы и проблемы, с которыми столкнулись первопроходцы за 60 лет космической эры. В этом контексте появились заметные ленты о людях и событиях в нашей космонавтике: «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего (2008), «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко (2013) и, наконец, «Время первых» Дмитрия Киселева - совсем недавняя премьера, которую уже могли увидеть и телезрители.

Так что «Салют-7» режиссера Клима Шипенко возник не на пустом месте. За основу сюжета взята подлинная история полета корабля «Союз-Т13» к орбитальной станции «Салют-7», которая однажды «замолчала» - не отвечала на сигналы. Возникла вполне реальная угроза ее непредсказуемого и неконтролируемого схода с околоземной орбиты и падения на поверхность Земли. Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились к станции, чтобы разобраться с проблемами на месте.

Такова фактическая основа. Но авторы «Салюта-7», видимо, сознательно ушли от воспроизведения реальной хроники спасения мощнейшего орбитального комплекса весом 20 тонн. Герои сохранили имена прототипов, но получили иные экранные фамилии - Федоров (Владимир Вдовиченков) и Алехин (Павел Деревянко). Единственный реальный исторический персонаж в картине - Горбачев, чья фамилия пару-тройку раз мелькает в диалогах. Словом, перед зрителями вроде бы узнаваемая, но в то же время и выдуманная история о том, как русские мужики летают в космос.

При наличии у картины серьезных экспертов и консультантов можно не беспокоиться за достоверность изображения процесса работы наших космонавтов на орбите. Эти эпизоды, которые занимают значительное время в картине, смотрятся эффектно, «глаз не оторвать». Расхваленная по всему свету «Гравитация» Альфонсо Куаррона и рядом не пролетала!

Для усиления драматургического напряжения сюжета придуманы несколько нештатных ситуаций, которых в реальном полете 1985 года не было. Но об этом вспоминаешь уже после того, как фильм закончился, ибо во время просмотра градус переживания именно в этих сценах очень высок. Чего стоит история с пожаром или ключевой момент всего фильма - борьба с защитным колпаком датчика ориентации солнечных батарей, который надо сбить во что бы то ни стало. Для спасения станции, а уже потом - для спасения собственных жизней. Хотя в космосе не всегда понятно, чем одна задача отличается от другой, и решить их можно, только соединив отвагу и смекалку.

«А зачем нам весь этот космос?!» Думаю, что после фильма «Салют-7» зрители получат ответ на этот вопрос, который задавали еще Королеву.

«Наши своих не бросают» - так можно было бы расшифровать смысл некоторых эпизодов фильма. Фильм Клима Шипенко еще и об этом. Русские парни на околоземной орбите ведут себя точно так же, как вели бы себя на матушке Земле в критических ситуациях. Возможно, именно в этом и заключается замысел авторов ленты: создание атмосферы почти сказочной космической одиссеи, которая просто не может не быть опасной.

Это понимают все персонажи картины, но более всего некий руководитель полетов, не названный по фамилии. Персонаж Алексея Самойленко надолго запомнится тем, кто увидел картину. Давно не было в нашем «космокино» такого мятущегося главы отечественной космонавтики. На его лице отражаются все эмоции - от трагической обреченности до растерянной радости. И ты понимаешь: космос - это по-нашему. Здесь расчет и риск, готовность жертвовать и спасать идут (точнее, летят) рядом. И не всегда подобный полет заканчивается мягкой посадкой.

Тогда, в 1985-м, и нынче, в 2017-м, история «Салюта-7» продолжилась. Станция прожила еще шесть лет. А фильм, получивший от нее в наследство свое название, только стартовал по траектории, направленной к зрителям.

#«Салют-7» #Клим Шипенко #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?