Космический пророк

Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. О роли писателя в современной жизни с нашим корреспондентом Аллой ШАРАНДИНОЙ беседует директор Института русской литературы РАН (Пушкинского дома) Николай Николаевич СКАТОВ.

Космический пророк | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

— Незадолго до круглой даты выяснилось, что тех, кто занимается сейчас в городе творчеством Лермонтова — ученых, преподавателей, аспирантов, — совсем мало. Почему, как вы считаете?

— Думаю, что такие периоды всплеска и падения интереса можно наблюдать в отношении каждого писателя. Это естественно. Отчасти это связано с уходом из жизни многих именитых исследователей... Но Пушкинский дом никогда не был равнодушен к Лермонтову. Здесь готовилось академическое издание работ поэта, здесь подготовлена Лермонтовская энциклопедия, положившая начало целой серии подобных книг.

И я думаю, что в будущем ситуация с обращением к наследию писателя изменится. Потому что Лермонтов всегда актуален, остросовременен для любой эпохи. Даже нашей! Это подтверждается многими вещами. Вы знаете, что Гагарин назвал его «космическим поэтом»? Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно / Спит Земля в сиянье голубом». Как такое можно было написать в XIX веке, если только во второй половине XX подобными откровениями смогли поделиться первые астронавты?

Он предсказал исторические события: шестнадцатилетним подростком — революцию: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет; / Забудет чернь к ним прежнюю любовь, / И пища многих будет смерть и кровь»; затем и собственную судьбу: «В полдневный жар в долине Дагестана/ С свинцом в груди лежал недвижим я. / Глубокая еще дымилась рана, / По капле кровь точилася моя»... Это поэт-пророк, без сомнения.

— Пророков в нашем Отечестве никогда не хотели слушать.

— Нашим власть имущим следовало бы внимательнее относиться к словам больших художников. Они часто чувствуют то, на что политики предпочитают закрывать глаза. Например, Горбачев в свое время не прислушался к Солженицыну, предрекавшему распад Союза. И это случилось всего через несколько лет.

Говоря о том, что Лермонтов — пророк, я не употребляю метафору, а имею в виду реальный дар этого поэта. Он и сам знал о своем даре, написав строчки: «С тех пор, как вечный судия / Мне дал всеведенье пророка...»

— Пушкина тоже считают поэтом-пророком.

— Да, но между этими великими людьми есть одно заметное отличие. Мы знаем некоторые озорные детские, очаровательные, но ветреные лицейские, юношеские и затем зрелые, серьезные стихи Александра Сергеевича Пушкина. Его гений развивался гармонично и поэтапно, читатель может за этим проследить. А Лермонтов сразу, как начал писать, обратился к глобальным вопросам человеческого бытия.

Его называли «поэтом сверхчеловечества». Он осознавал эту сверхчеловечность, отделял себя от других людей — недаром им был создан «Демон»...

— Это отмежевание, отъединение его от большинства могло послужить поводом к убийству Лермонтова?

— Обычная российская пошлость убила поэта. Не Мартынов сделал бы этот выстрел, так кто-то другой. Обыденный человек воплотил в себе ничтожество времени, которое только усилилось за полтора века, прошедшие с момента смерти писателя. Сейчас мы переживаем эпоху невероятной пошлости, навязываемой, бездарной, воинственной. Достаточно включить телевизор, чтобы в этом убедиться. Самые трагические события часто воспринимаются как нечто рядовое, не задевая души и сердца.

— Фигура поэта остается трагической даже после смерти — его юбилеи всегда приходятся на роковые для страны годы.

— Да, так почему-то получается. В этом кто-то может искать грозные знаки свыше, связывая удары судьбы с богоборчеством Лермонтова, с масштабом его гения. Но, я думаю, благостная печать тоже есть у духа поэта — ведь мы его знаем, помним, чувствуем пронзительность его стихотворений, отрицаний и молитв.

Кстати, есть хорошая новость. На недавнем заседании президиума Российской Академии наук было принято решение подготовить к изданию новое академическое собрание сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (3308) от 15.10.2004 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.