Короткий путь к сердцам. Михаил Татарников – о музыке Чайковского

Оперу «Евгений Онегин» Чайковского на исторической сцене Мариинского театра 18 сентября посвятят дирижеру Джемалу Далгату. Выпускник Ленинградской консерватории по классу Ильи Мусина, он с 1963-го по 1991 год служил в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. В этом спектакле за пульт встанет его внук – Михаил Татарников, который совсем недавно оказался единственным дирижером из России на юбилейном, 100-м, Зальцбургском фестивале, на концерте, посвященном 180-летию П. И. Чайковского. Михаил ТАТАРНИКОВ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, о чем мечтал в тот период, когда дед мог бы дать ему профессиональные советы, и что для него значит музыка Чайковского.

Короткий путь к сердцам. Михаил Татарников – о музыке Чайковского  | ФОТО: Антон МАРШАЛОК

ФОТО: Антон МАРШАЛОК

– Ваше имя давно не появлялось в петербургской афише. После ухода из Михайловского театра вы стали свободным художником?

– Да, я сегодня – свободный художник. Месяцы карантина были для меня плодотворными, я выучил как минимум шесть новых опер, много симфонических программ, среди которых музыка Бартока, и готов начать незамедлительно репетировать все это с оркестром. Среди множества проектов в разных городах России я готовлюсь к серии выступлений в Мариинском театре в связи со столетием моего дедушки Джемала Далгата, который долго служил в Мариинском театре. Это будут, скорее всего, «Аида» Верди или «Князь Игорь» Бородина, которые дирижировал дед.

– От дедушки вы успели услышать какие-то профессиональные мудрые советы?

– Дедушка не мог дать мне дирижерских советов, потому что мне было всего 12 лет, но за пультом я видел его не раз. Я ничего тогда особо не понимал, больше глазел в оркестр. Честно говоря, в то время очень хотелось быть футболистом.

– Вам не впервые выступать в Европе с зарубежными оркестрами, но оказаться в афише юбилейного Зальцбургского фестиваля стало для вас, без сомнений, большим событием. Как удалось там оказаться?

– Аня Нетребко с Юсифом Эйвазовым пригласили продирижировать их единственным концертом. Я выступал с ними на Дворцовой площади, на юбилее Эрмитажа, а три года назад у меня был с ними большой тур по Азии, Австралии и Новой Зеландии, где мы исполняли музыку итальянских и французских композито ров. С Аней доводилось выступать и раньше, я хорошо ее знаю по разным партиям, которые слушал в ее исполнении в Мариинском театре. Наш концерт в Зальцбурге прошел очень хорошо, был большой успех.

– Как проходили репетиции в Зальцбурге в новых условиях?

– Репетировали без масок, но за кулисами их приходилось надевать. Впрочем, там все уже привыкли к этому и никакого дискомфорта не испытывали. Уровень музыкантов в оркестре был очень высокий, профессиональное общение доставило нам огромное удовольствие.

– Вам было не так сложно найти общий язык с австрийскими музыкантами, поскольку вы так или иначе давно интегрированы в западную индустрию?

– Да, и в европейскую, и в американскую. Были симфонические проекты в Японии и Новой Зеландии... Я должен был дирижировать «Снегурочку» Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова в Париже в конце сентября, но все отменилось. В планах – «Псковитянка» Римского-Корсакова в постановке Дэвида Паунтни и Английской национальной оперы на фестивале в Англии.

– В Зальцбурге вы достойно отметили тему 180-летия Чайковского.

– Да, получилось так. Концерт назывался «Вечер русской музыки», в программу которого вошли сцены из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Иоланты» и симфоническая музыка, в том числе Адажио из «Спящей красавицы». Я дирижировал этот балет в хореографии Начо Дуато в Михайловском театре и в Новосибирске. Там я не мог расслабиться и отдаться на волю этой музыки, потому что все время приходилось напряженно следить за движениями танцоров. В Зальцбурге у меня наконец возникла полная свобода взаимоотношений с этой выдающейся балетной музыкой.

– Когда-то Галина Вишневская и Тамара Милашкина были эталонными Татьянами. Стала Анна Нетребко новым эталоном в истории интерпретаций этой партии?

– Интересный вопрос. Мне кажется, для Анны пришло время внести в эти хрестоматийные образы еще что-то кроме «свежести голоса». Иоланта и Татьяна – очень подходящие для нее партии. Мы в Зальцбурге с таким азартом погрузились в музыку Чайковского! Для меня, петербуржца, этот композитор, как бы ни прозвучало пафосно, – особенный. Более петербургской оперы, чем его «Пиковая дама», сложно найти. Может быть, еще «Нос» Шостаковича, но там совершенно другой контекст. По настроению «Пиковая дама» по добна переменчивому петербургскому небу. Мне очень близок стиль этой оперы. В музыке Чайковского возникает тесная связь солистов и оркестра, как возникает эта связь с Петербургом у каждого, кто связывает с ним свою судьбу.

– Почему Чайковский так понятен и любим во всем мире?

– Чайковского можно сравнить с Бетховеном, который говорил, что «музыка должна высекать огонь из души человеческой». Можно скрыться за банальностью и сказать, что он – гений, великий мелодист, а мелодия в первую очередь захватывает эмоции. В его музыке каждый может слышать что-то свое при любом настроении. Она действительно делает людей внимательными друг к другу, лучше их делает. Любая классика благотворно влияет на человека, но Чайковский знал самый короткий путь к сердцам разных слушателей

#музыка #опера #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6764) от 16.09.2020 под заголовком «Короткий путь к сердцам».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?