Коронация в промзоне

Мимо длинных кирпичных зданий то и дело проезжают грузовики, идут рабочие в спецовках, возле стен валяются деревянные ящики – обычная промзона, Ленинградский северный завод. Но открываешь дверь одного из самых дальних цехов – и словно переносишься в пространстве и времени. Со стен и высоких колонн взирают лики святых, освещенные мягким светом свечей. А на возвышении под балдахином с двуглавыми орлами стоит императорский трон. Здесь, в масштабных декорациях Успенского собора, сняли сцену коронации Николая II – одну из главных в новом фильме Алексея Учителя «Матильда».

Коронация в промзоне | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

О чем будет фильм? О любви и о том, как она повлияла на судьбу целой страны. В отношении истории всегда интересно задаться вопросом: «А что, если бы?..». И кто знает, как мог повернуться ход истории, если бы императору не пришлось выбирать между долгом и чувствами к знаменитой балерине.

– Снято у нас на сегодня полкартины. Я не мог снимать, потому что не было Кшесинской. У меня даже возник план переписать сценарий, чтобы она была только на сцене. Потому что это вообще фильм не о ней, а, скорее, о Николае II, об удивительных человеческих отношениях, – рассказывает режиссер фильма Алексей Учитель. – Так что название картины, скорее всего, изменится. Почему решил снимать именно на эту тему – сложный вопрос. Это ведь потрясающе интересные люди с поразительными судьбами. Когда маленькая женщина может повлиять на судьбу огромной страны, это всегда интересно.

Кто играет Кшесинскую – пока загадка. Вся съемочная группа подписала с актрисой договор о неразглашении тайны до конца съемок. И Алексей Учитель уверяет, что это не пиар-ход. Актерский состав получился многонациональным. Актера на роль Николая II тоже искали очень долго. Режиссер перебрал десятки кандидатур, пока не остановился на немце Ларсе Айдингере. Пробовался и Данила Козловский, но в итоге зрители увидят его в роли офицера Воронцова, поклонника Матильды Кшесинской. А роль Александры Федоровны исполняет Луиза Вольфрам, которая, как и Айдингер, играет в берлинском театре «Шаубюне». Роль Марии Федоровны, матери императора, досталась Ингеборге Дапкунайте.

Компьютерной графики будет совсем мало. Декорации Успенского собора в натуральную величину – грандиозная работа команды художника-постановщика Веры Зелинской. Только установка заняла около двух месяцев. А выглядят они так, словно собор каким-то чудом перенесли из Московского Кремля в Петербург. Разве что если смотреть вверх, то взгляд упирается не в роспись купола, а в серую кровлю цеха. У группы была возможность снять сцену коронации в самом соборе. Но заводской цех, по словам режиссера, дает больше возможностей для маневра. Дальнейшая судьба декораций пока под вопросом – есть идея поставить их в каком-то парке или музее.

Кстати, первая киносъемка в России – это как раз коронация Николая II. Специально для этого он пригласил французских операторов. Император вообще очень любил кино, а киномеханику платил огромные по тем временам деньги. Даже в ссылку ему разрешили взять с собой около полусотни фильмов.

Мест съемок много – Екатерининский, Юсуповский, Александровский и Елагиноостровский дворцы, Мариинский и Большой театры. На «Ленфильме» дожидается своей очереди трехметровая колба с водой и переделанные из старых операционных столов тренажеры для сцены «Клиника доктора Фишеля» – своеобразного фитнес-центра конца XIX века.

Когда съемки закончатся, большой вопрос. С финансами пока огромная проблема. «Рост валюты нас сильно подкосил», – признался Алексей Ефимович. Вот создатели фильма и выкручиваются как могут. Наряды им шьют заключенные в трех колониях – так дешевле. Платье императрицы Марии Федоровны, например, сшили в мужской колонии под Псковом. А вышивку сделали в Индии.

– Ручная вышивка осталась только там, у нас это мастерство утрачено. Либо можно в монастырях заказать, но это дорого, – объясняет художник по костюмам Надежда Васильева. – А в Индии вышивают мужчины – и дешево, и очень хорошо. Наша ассистентка специально сидела там три месяца: приходилось следить, чтобы в узорах не появилось ничего индийского, потому что они в каждый русский элемент вставляют что-то типа индийского глаза. Они просто не могут иначе.

К нарядам относятся очень бережно – случись что, в химчистку их не отдашь. Иначе вся канитель тут же отлетит. Так что актерам не разрешают прогуляться в костюмах даже до буфета.

Времени на подготовку катастрофически не хватало. Хотя заниматься начали еще в прошлом году – выясняли, кто во что был одет и кому какие регалии положены по чину. Очень помог сборник, выпущенный сразу после коронации. Потом тоннами закупали ткань – всего около семнадцати для более чем пяти тысяч исторических костюмов и предметов гардероба (шляпы, обувь). Последние вещи доделывали непосредственно ночью перед съемками, уж очень много нарядов. Ту самую вышивку, сделанную в Бомбее, вручную круглыми сутками пришивали в Петербурге – звали на помощь друзей и знакомых.

– У нас около 200 женских костюмов, порядка 250 военных и еще 70 статских чиновников, около 20 министров и 45 священников, – считает художник по костюмам Ольга Михайлова. – И это только парадная одежда для коронации. Пошив у нас еще не закончен, впереди и Ходынка, и зрители на балетах.

– Когда у нас проходили съемки коронации, массовку – человек 500 – привозили в шесть утра, – вспоминает Алексей Ефимович. – И только в час дня мы начинали работать: пока на всех накладывали грим, одевали костюмы – очень много времени уходило.

Съемочный процесс порой затягивался на двадцать часов. В таком режиме коронацию снимали почти две недели. А зритель потом, на экране, увидит лишь несколько минут...

Впереди еще более трудные сцены – крушение императорского поезда, во время которого Александр III удержал на плечах крышу вагона и тем самым спас всю семью. И Ходынка с массовкой в три тысячи человек, одно упоминание о которой вызывает небольшую панику среди съемочной группы.

Если все сложится удачно, картина будет готова в конце следующего года, а в 2016-м ее представят на экране.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.