Коронация в промзоне

Мимо длинных кирпичных зданий то и дело проезжают грузовики, идут рабочие в спецовках, возле стен валяются деревянные ящики – обычная промзона, Ленинградский северный завод. Но открываешь дверь одного из самых дальних цехов – и словно переносишься в пространстве и времени. Со стен и высоких колонн взирают лики святых, освещенные мягким светом свечей. А на возвышении под балдахином с двуглавыми орлами стоит императорский трон. Здесь, в масштабных декорациях Успенского собора, сняли сцену коронации Николая II – одну из главных в новом фильме Алексея Учителя «Матильда».

Коронация в промзоне | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

О чем будет фильм? О любви и о том, как она повлияла на судьбу целой страны. В отношении истории всегда интересно задаться вопросом: «А что, если бы?..». И кто знает, как мог повернуться ход истории, если бы императору не пришлось выбирать между долгом и чувствами к знаменитой балерине.

– Снято у нас на сегодня полкартины. Я не мог снимать, потому что не было Кшесинской. У меня даже возник план переписать сценарий, чтобы она была только на сцене. Потому что это вообще фильм не о ней, а, скорее, о Николае II, об удивительных человеческих отношениях, – рассказывает режиссер фильма Алексей Учитель. – Так что название картины, скорее всего, изменится. Почему решил снимать именно на эту тему – сложный вопрос. Это ведь потрясающе интересные люди с поразительными судьбами. Когда маленькая женщина может повлиять на судьбу огромной страны, это всегда интересно.

Кто играет Кшесинскую – пока загадка. Вся съемочная группа подписала с актрисой договор о неразглашении тайны до конца съемок. И Алексей Учитель уверяет, что это не пиар-ход. Актерский состав получился многонациональным. Актера на роль Николая II тоже искали очень долго. Режиссер перебрал десятки кандидатур, пока не остановился на немце Ларсе Айдингере. Пробовался и Данила Козловский, но в итоге зрители увидят его в роли офицера Воронцова, поклонника Матильды Кшесинской. А роль Александры Федоровны исполняет Луиза Вольфрам, которая, как и Айдингер, играет в берлинском театре «Шаубюне». Роль Марии Федоровны, матери императора, досталась Ингеборге Дапкунайте.

Компьютерной графики будет совсем мало. Декорации Успенского собора в натуральную величину – грандиозная работа команды художника-постановщика Веры Зелинской. Только установка заняла около двух месяцев. А выглядят они так, словно собор каким-то чудом перенесли из Московского Кремля в Петербург. Разве что если смотреть вверх, то взгляд упирается не в роспись купола, а в серую кровлю цеха. У группы была возможность снять сцену коронации в самом соборе. Но заводской цех, по словам режиссера, дает больше возможностей для маневра. Дальнейшая судьба декораций пока под вопросом – есть идея поставить их в каком-то парке или музее.

Кстати, первая киносъемка в России – это как раз коронация Николая II. Специально для этого он пригласил французских операторов. Император вообще очень любил кино, а киномеханику платил огромные по тем временам деньги. Даже в ссылку ему разрешили взять с собой около полусотни фильмов.

Мест съемок много – Екатерининский, Юсуповский, Александровский и Елагиноостровский дворцы, Мариинский и Большой театры. На «Ленфильме» дожидается своей очереди трехметровая колба с водой и переделанные из старых операционных столов тренажеры для сцены «Клиника доктора Фишеля» – своеобразного фитнес-центра конца XIX века.

Когда съемки закончатся, большой вопрос. С финансами пока огромная проблема. «Рост валюты нас сильно подкосил», – признался Алексей Ефимович. Вот создатели фильма и выкручиваются как могут. Наряды им шьют заключенные в трех колониях – так дешевле. Платье императрицы Марии Федоровны, например, сшили в мужской колонии под Псковом. А вышивку сделали в Индии.

– Ручная вышивка осталась только там, у нас это мастерство утрачено. Либо можно в монастырях заказать, но это дорого, – объясняет художник по костюмам Надежда Васильева. – А в Индии вышивают мужчины – и дешево, и очень хорошо. Наша ассистентка специально сидела там три месяца: приходилось следить, чтобы в узорах не появилось ничего индийского, потому что они в каждый русский элемент вставляют что-то типа индийского глаза. Они просто не могут иначе.

К нарядам относятся очень бережно – случись что, в химчистку их не отдашь. Иначе вся канитель тут же отлетит. Так что актерам не разрешают прогуляться в костюмах даже до буфета.

Времени на подготовку катастрофически не хватало. Хотя заниматься начали еще в прошлом году – выясняли, кто во что был одет и кому какие регалии положены по чину. Очень помог сборник, выпущенный сразу после коронации. Потом тоннами закупали ткань – всего около семнадцати для более чем пяти тысяч исторических костюмов и предметов гардероба (шляпы, обувь). Последние вещи доделывали непосредственно ночью перед съемками, уж очень много нарядов. Ту самую вышивку, сделанную в Бомбее, вручную круглыми сутками пришивали в Петербурге – звали на помощь друзей и знакомых.

– У нас около 200 женских костюмов, порядка 250 военных и еще 70 статских чиновников, около 20 министров и 45 священников, – считает художник по костюмам Ольга Михайлова. – И это только парадная одежда для коронации. Пошив у нас еще не закончен, впереди и Ходынка, и зрители на балетах.

– Когда у нас проходили съемки коронации, массовку – человек 500 – привозили в шесть утра, – вспоминает Алексей Ефимович. – И только в час дня мы начинали работать: пока на всех накладывали грим, одевали костюмы – очень много времени уходило.

Съемочный процесс порой затягивался на двадцать часов. В таком режиме коронацию снимали почти две недели. А зритель потом, на экране, увидит лишь несколько минут...

Впереди еще более трудные сцены – крушение императорского поезда, во время которого Александр III удержал на плечах крышу вагона и тем самым спас всю семью. И Ходынка с массовкой в три тысячи человек, одно упоминание о которой вызывает небольшую панику среди съемочной группы.

Если все сложится удачно, картина будет готова в конце следующего года, а в 2016-м ее представят на экране.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии