Короли хорошего настроения
В этом году гала-концерт XXIV фестиваля «Свинг белой ночи» впервые состоялся не на площади Искусств, а у северного фасада Инженерного замка, в любимом месте загадочного российского императора Павла I, прозванного Русским Гамлетом.
ФОТО АВТОРА
Решение перенести летний джазовый фестиваль в строгую и холодную атмосферу этого готического уголка Петербурга сначала показалось странным. Но неожиданно концерт приобрел дополнительный смысл: словно исчезли границы места и времени.
Именно в этом состояла задача мультиинструменталиста Элама III, известного под псевдонимом Чаки Си, лидера группы Clearly Blue. Музыканты из Нового Орлеана впервые приехали в Россию по приглашению посольства США в Москве с целью «укреплять культурные связи в период напряженных политических отношений». Об этом зрителям поведал ведущий концерта Владимир Фейертаг - он же автор абонемента «Только джаз» в Концертном зале им. Чайковского, где накануне музыканты сыграли свой первый концерт в Москве. А еще раньше знаменитые джазмены выступили в Саратове, проехались по Волге и даже выучили мелодию популярной песни.
В Петербурге Чаки Си прыгал от радости, увидев толпу у сцены: многие предпочли пикник на траве, а те, кому хотелось романтики, наблюдали происходящее со стороны Зимней канавки, где отражался как в зеркале великолепный пейзаж. «Король хорошего настроения», а именно так называют Чаки Си, не исполнял традиционный джаз. Его музыка ритм-энд-блюз, отражение американской мечты, заставляла двигаться, предчувствуя что-то хорошее. Неужто радость бытия?
Под проникновенный блюз, исполненный обладателем голоса в три октавы Чаки Си, пожилые пары вальсировали, как в пору своей молодости. Тогда принято было танцевать парами, в танце знакомиться, влюбляться.
Как известно, у женщины в джазе одна из главных ролей. Но получить ее трудно, для этого нужно иметь особый голос и редкий шарм. Всем этим природа щедро наградила американскую певицу Марджеру Барнс, приехавшую из Нью-Йорка. В этот день она пела в составе Jazz Philharmonic Orchestra под управлением Кирилла Бубякина. Певица не снимала темных очков, но было ощущение, что она обращается лично к тебе и говорит о главном.
Какие все-таки удивительные голоса у этих джазовых див, впитавших с молоком матери солнечное тепло и неиссякаемую доброту. Несколько раз Марджера повторила, какой замечательный в Петербурге биг-бэнд. Еще бы: в этом оркестре собрались лучшие джазмены нашего города. Когда Кирилл Бубякин представлял музыкантов, я чуть не отбила ладони, аплодируя тем, благодаря кому Петербург сохраняет славу джазовой столицы страны.
А ведь за несколько часов, проведенных в саду Русского музея, выступили еще три петербургских джазовых оркестра: прославленный «Ленинградский диксиленд» под управлением Олега Кувайцева, под музыку которого так хотелось, чтобы кто-нибудь пригласил на танец... Оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга» во главе с Геннадием Гольштейном звучал слаженно и раскованно: свободная импровизация в компании верных друзей. Народный артист России Давид Голощекин играл вместе со всеми, меняя инструменты, разбрасывая брызги счастья. Завершился гала-концерт выступлением оркестра Caribbean Jazz Report Александра Василевского. Ритмы Карибского моря столь же милы сердцам петербургских меломанов, как пиратам его сокровища. Потому что мы знаем, что самое дорогое в жизни порой достается совершенно бесплатно.
Комментарии