Венецианский кинофестиваль: итоги, короли и панки

В среде профессионалов считалось, что Венецианский кинофестиваль уступает Каннскому первенство в открытии художественных тенденций и размахе кинематографического шика. В этом сезоне ситуация резко изменилась — как по мановению штормового ветра. И все потому, что дирекция кинобиеннале решила не бойкотировать продукцию компании Netflix, которая продюсирует фильмы, в том числе авторские, для показа на интернет-платформах. В результате в Венецию прибыл наисвежайший кинотовар самых модных авторов. В сияющей лагуне сотнями лет умеют торговать золотом.

Венецианский кинофестиваль: итоги, короли и панки | ФОТО  italyphotopress via ZUMA Press/ТАСС

ФОТО italyphotopress via ZUMA Press/ТАСС

«Золотого льва» получил Альфонсо Куарон, автор оскароносной «Гравитации» и одного из фильмов о Гарри Поттере. «Рома» — трехчасовая черно-белая семейная сага о нищете и мечтах в мексиканской столице в 1971 году. Название отсылает к наименованию городского квартала — «Колония Рим». И к метафоре разрастающейся и самоуничтожающейся урбанистической империи. К мятежному духу толпы — кульминация которого в фильме предстала в грандиозной реконструкции резни во время подавления студенческой демонстрации. Визуальный роман, в котором эпическое напряжение идет из-под асфальта, из-под пляжного песка, из-под кастрюль на плите и от вздрагивающих на ветру занавесок. Владение киноязыком феноменальное — «и все ради нежности, с которой мы думаем о своих семейных корнях», как сказал режиссер.

Эпический размах и трехчасовая длительность фильмов стали отличительной чертой конкурса. Авторы пренебрегают старомодным полуторачасовым форматом — да, собственно, наверное, он уходит в прошлое вместе с кинотеатрами. Как раз «толстые кинокнижки» мы будем смотреть, как некогда в детстве читали: до завтрака, во время обеда, урывками в течение дня и потом сладостно на ночь.

Странно, что не отмечена никаким призом еще одна крайне экспрессивная семейная сага — «Наше время» другого мексиканца Карлоса Рейгадаса. Бывали у него призы в Каннах за лучшую режиссуру. Ранчо, где выращивают быков для корриды; деловитый фермер — на самом деле всемирно признанный поэт, а семейная идиллия — открытый брак с обсуждаемым адюльтером. Возможно, для большой награды тут нет духа Большой, так сказать, Истории. Хотя не всегда это в Венеции останавливало жюри. Значит, просто — карта не легла.

Впрочем, венецианское жюри не отличается занудством. «Гран-при» и «Серебряного льва» отдали эксцентричной комедии об интригах при дворе британской королевы Анны — «Фаворитке» грека Йоргаса Лантимоса. Головокружительная оптика съемки и зажигательный абсурд. Режиссер сам был недавно фаворитом в Каннах — в связи с фильмом, в котором люди превращались в лобстеров. Англичане, посмотрев фильм, весело говорили о том, что хоть кто-то напомнил: королевская семья как модель этикета — это пришло лишь с королевой Викторией. Раньше-то венценосные особы неплохо панковали. Оливия Кольман, клоунски сыгравшая королеву Анну, заслуженно получила награду за лучшую женскую роль.

За исполнение лучшей женской роли в программе «Горизонты» высшую награду получила Наталья Кудряшова — фильм «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупанова. Сказочная трагедия на фоне сурового лесного быта: онкологические проблемы в терминальной стадии оказываются побеждены благодаря трансгендерной интриге. Ужасы социума и фольклорная мифология.

А мифологические виньетки о Диком Западе в блистательном сборнике черных анекдотов от братьев Коэн получили «Серебряного льва» за лучший сценарий картины «Баллада Бастера Скраггса». Многие признают — это лучший фильм фестиваля. Виртуозное соединение легкомысленности и психопатии делает исторический контекст — скетчи из жизни и смерти переселенцев-пионеров — совершенно современным. Возможно, фильм оказался слишком безупречным для награды.

Вестерн продолжается — в картине «Братья по фамилии Сестренки», англоязычном дебюте французского классика Жака Одияра. Это неожиданный приз за лучшую режиссуру. Скорее всего — за изящную трансформацию типового образа ковбоя. В фильме это не победительные весельчаки, а болтливые философы.

А в фойе знаменитого отеля «Ле Бэйн» — фрагментарно отреставрированного по случаю (уже десяток лет он в запустении) — прошла впечатляющая фотовыставка, посвященная 75-летию кинобиеннале. Это историческое пространство на полоске пляжа — в 1911 году тут останавливался Томас Манн, в 1929-м покидал лучший из миров Сергей Дягилев, в 1971-м снимал «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. Фотосюжеты организованы как спектакль — беззвучный, но вызывающий слезы на глазах у посетителей. Искусство кино подарило нам немало шедевров, мы их видели, и это наше счастье.

#Венеция #кинофестиваль #фильмы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Короли и панки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...