Венецианский кинофестиваль: итоги, короли и панки
В среде профессионалов считалось, что Венецианский кинофестиваль уступает Каннскому первенство в открытии художественных тенденций и размахе кинематографического шика. В этом сезоне ситуация резко изменилась — как по мановению штормового ветра. И все потому, что дирекция кинобиеннале решила не бойкотировать продукцию компании Netflix, которая продюсирует фильмы, в том числе авторские, для показа на интернет-платформах. В результате в Венецию прибыл наисвежайший кинотовар самых модных авторов. В сияющей лагуне сотнями лет умеют торговать золотом.
ФОТО italyphotopress via ZUMA Press/ТАСС
«Золотого льва» получил Альфонсо Куарон, автор оскароносной «Гравитации» и одного из фильмов о Гарри Поттере. «Рома» — трехчасовая черно-белая семейная сага о нищете и мечтах в мексиканской столице в 1971 году. Название отсылает к наименованию городского квартала — «Колония Рим». И к метафоре разрастающейся и самоуничтожающейся урбанистической империи. К мятежному духу толпы — кульминация которого в фильме предстала в грандиозной реконструкции резни во время подавления студенческой демонстрации. Визуальный роман, в котором эпическое напряжение идет из-под асфальта, из-под пляжного песка, из-под кастрюль на плите и от вздрагивающих на ветру занавесок. Владение киноязыком феноменальное — «и все ради нежности, с которой мы думаем о своих семейных корнях», как сказал режиссер.
Эпический размах и трехчасовая длительность фильмов стали отличительной чертой конкурса. Авторы пренебрегают старомодным полуторачасовым форматом — да, собственно, наверное, он уходит в прошлое вместе с кинотеатрами. Как раз «толстые кинокнижки» мы будем смотреть, как некогда в детстве читали: до завтрака, во время обеда, урывками в течение дня и потом сладостно на ночь.
Странно, что не отмечена никаким призом еще одна крайне экспрессивная семейная сага — «Наше время» другого мексиканца Карлоса Рейгадаса. Бывали у него призы в Каннах за лучшую режиссуру. Ранчо, где выращивают быков для корриды; деловитый фермер — на самом деле всемирно признанный поэт, а семейная идиллия — открытый брак с обсуждаемым адюльтером. Возможно, для большой награды тут нет духа Большой, так сказать, Истории. Хотя не всегда это в Венеции останавливало жюри. Значит, просто — карта не легла.
Впрочем, венецианское жюри не отличается занудством. «Гран-при» и «Серебряного льва» отдали эксцентричной комедии об интригах при дворе британской королевы Анны — «Фаворитке» грека Йоргаса Лантимоса. Головокружительная оптика съемки и зажигательный абсурд. Режиссер сам был недавно фаворитом в Каннах — в связи с фильмом, в котором люди превращались в лобстеров. Англичане, посмотрев фильм, весело говорили о том, что хоть кто-то напомнил: королевская семья как модель этикета — это пришло лишь с королевой Викторией. Раньше-то венценосные особы неплохо панковали. Оливия Кольман, клоунски сыгравшая королеву Анну, заслуженно получила награду за лучшую женскую роль.
За исполнение лучшей женской роли в программе «Горизонты» высшую награду получила Наталья Кудряшова — фильм «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупанова. Сказочная трагедия на фоне сурового лесного быта: онкологические проблемы в терминальной стадии оказываются побеждены благодаря трансгендерной интриге. Ужасы социума и фольклорная мифология.
А мифологические виньетки о Диком Западе в блистательном сборнике черных анекдотов от братьев Коэн получили «Серебряного льва» за лучший сценарий картины «Баллада Бастера Скраггса». Многие признают — это лучший фильм фестиваля. Виртуозное соединение легкомысленности и психопатии делает исторический контекст — скетчи из жизни и смерти переселенцев-пионеров — совершенно современным. Возможно, фильм оказался слишком безупречным для награды.
Вестерн продолжается — в картине «Братья по фамилии Сестренки», англоязычном дебюте французского классика Жака Одияра. Это неожиданный приз за лучшую режиссуру. Скорее всего — за изящную трансформацию типового образа ковбоя. В фильме это не победительные весельчаки, а болтливые философы.
А в фойе знаменитого отеля «Ле Бэйн» — фрагментарно отреставрированного по случаю (уже десяток лет он в запустении) — прошла впечатляющая фотовыставка, посвященная 75-летию кинобиеннале. Это историческое пространство на полоске пляжа — в 1911 году тут останавливался Томас Манн, в 1929-м покидал лучший из миров Сергей Дягилев, в 1971-м снимал «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. Фотосюжеты организованы как спектакль — беззвучный, но вызывающий слезы на глазах у посетителей. Искусство кино подарило нам немало шедевров, мы их видели, и это наше счастье.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Короли и панки».
Комментарии