Золотой Третьяк, «Курильщик и спортсмен». В Русском музее показали «советский спорт»

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре».

Золотой Третьяк, «Курильщик и спортсмен». В Русском музее показали «советский спорт» | Значительная часть экспонатов - из частных коллекций.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Значительная часть экспонатов - из частных коллекций.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Еще до открытия она заняла второе место в рейтинге самых востребованных событий, приуроченных к мундиалю. На первом - выставка, посвященная истории отечественного футбола, которая откроется в Москве на ВДНХ, а на третьем - «Родченко и Степанова. Футбол» в ГМИИ им. Пушкина.

Как видим, искусство все больше подчиняется законам спорта: даже выставки вступают в соревнования.

В Корпусе Бенуа можно увидеть примерно 350 экспонатов. Львиная доля из них - фарфор: статуэтки, вазы, кубки, а также тарелки, чашки, блюдца на спортивную тематику.

Среди них - уникальные экспонаты и массовые, выпускаемые различными фарфоровыми заводами большими тиражами.

- Так что не удивляйтесь, если вдруг увидите предметы, которые раньше стояли у вас в серванте, - сказал куратор выставки Леонид Матвеев.

Добавлю от себя - не только стояли, но у кого-то стоят до сих пор. Так, сотрудник пресс-службы Русского музея узнал знаменитого мишку, который был, как многие помнят, символом Олимпиады-80. Фигурка «Олимпийский мишка - победитель», выпущенная на ЛФЗ, и сейчас украшает его квартиру.

По словам Леонида Матвеева, на выставке преобладают произведения искусства с изображением футболистов и хоккеистов:

- Это ведь самые популярные виды спорта в нашей стране.

В разделе «Хоккей» я обратила внимание на множество статуэток 1970 - 1980-х годов, изображающих знаменитого вратаря российской сборной Владислава Третьяка, тогда его слава гремела по всему миру. Такие статуэтки выпускались разными советскими фарфоровыми заводами. Есть даже золотой Третьяк работы Виктора Ропова. Хоккеист предстает как античный триумфатор или даже спортивное божество.

А композиция Вячеслава Шестопалова «Гол!!! (Победа)» начала 1970-х годов напомнила о кадрах недавней спортивной хроники - о победе российской хоккейной сборной на Олимпиаде в Сеуле. Спорт сегодня, как и в былые времена, остается элементом внешней политики.

Если использовать спортивную терминологию, то на втором месте в параде популярности - лыжники, конькобежцы и фигуристы. Все-таки Россия - холодная страна, где зима длится полгода. Преобладают статуэтки, изображающие не звездных спортсменов-профессионалов, а мальчишек и девчонок. Катки в 1950 - 1970-е годы были чуть ли не в каждом дворе. Да и зимы были суровее, лед не таял.

А вот шахматы - интеллектуальный вид спорта - представлены скромнее. И не без идеологического уклона. В знаменитом комплекте шахматных фигур, созданных Надеждой и Любовью Данько и выпущенных ЛФЗ в 1934 году, противостоят друг другу красные и белые. Партия еще не начата, но кто победит, мы и так знаем. Единственная претензия к организаторам: фигурок в витринах все же слишком много, причем есть однотипные. Немного напоминает антикварный магазин. Возможно, стоило сделать более жесткий отбор.

Хотя иногда фигурки объединены в интересные мизансцены: например, девочка-фигуристка, а рядом статуэтка мальчишки в сдвинутой на затылок ушанке и расстегнутом пальто. Стоит, засунув руки в карманы, с независимым видом. А сам, наверное, глаз не может оторвать от одноклассницы, делающей пируэты.

Если есть время, чтобы посмотреть выставку внимательно, можно обнаружить подлинные редкости. Как вам курительный прибор, выпущенный ЛФЗ в 1931 году по модели Натальи Данько «Курильщик и спортсмен»? Хилый человек в костюме и белой рубашке с бабочкой (богема, наверное) напоминает змея-искусителя своей пластикой. Протягивает сигареты бравому атлету в белом. А тот даже не смотрит на него, гордо демонстрируя свои мускулы. Борьба за здоровый образ жизни!

Или великолепная фигурка девушки, изображенной вниз головой, в движении. Она вот-вот врежется в синие волны - прыжок в воду! Этакая советская Венера в пене морской, только перевернутая с ног на голову. Автор статуэтки - известный скульптор Иосиф Чайков, а сделана она в 1959 году на Дулевском фарфоровом заводе.

По фарфоровым статуэткам сложнее проследить смену стилей в искусстве и идеалов красоты, чем на примере живописи. И все же можно уловить, как мощные формы «Венеры Советской» постепенно становятся все более утонченными, на смену могучим пловчихам и метательницам дисков приходят грациозные гимнастки.

Как рассказал Леонид Матвеев, в экспозиции есть произведения искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея истории города. А также из частных коллекций. Множество вещей предоставил петербургский коллекционер Леонид Ноткин, который, кстати, и был инициатором этой выставки. Как рассказывает он сам, коллекция его началась с фарфоровой фигурки хоккейного вратаря, подаренной ему кем-то из друзей. Он стал собирать тематические фарфоровые фигурки и увлекся. Позже в коллекции появились вазы, тарелки, чайники и кубки с росписью на спортивные темы. Покупал с рук, приобретал у профессиональных дилеров, на интернет-аукционах, в антикварных салонах. В процессе открывал для себя удивительный мир, знакомился с творчеством художников и скульпторов, имена которых звучали для него как музыка: Данько, Таежная, Павловская, Ганрио, Блак, Лупанова, Гендельман, Бржезицкая...

Сегодня спорт - это, скорее, шоу-бизнес со всеми его атрибутами: большими деньгами, рекламой, фанатами, красивыми костюмами и не менее красивыми людьми. Любительскому спорту внимания уделяется меньше, чем в советское время. Тем не менее спорт продолжает влиять на нашу повседневную жизнь. Многие ходят в бассейн или фитнес-клуб, бегают по утрам. А одежда современного человека? Мы ведь в основном предпочитаем спортивный стиль. Когда я возвращалась с вернисажа, решила подсчитать количество людей в вагоне метро, обутых в кроссовки. Но сбилась со счета...

Материал был опубликован в газете под № 077 (6186) от 03.05.2018 под заголовком «Королевы плаванья, бокса короли».

#спорт #Русский музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6186) от 03.05.2018.


Комментарии