Как студентка из Хакасии живет в Петербурге

Дильнара Анаркулова - четверокурсница актерского факультета РГИСИ (до 2015 года - СПбГАТИ, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В наш город она приехала из столицы Хакасии Абакана. В детской музыкальной школе Диля осваивала домру и традиционные хакасские инструменты. И в том числе двухструнный хомыс (это сейчас он редкость, а в конце XIX века, по утверждению историков, хомыс был буквально в каждой хакасской юрте). Затем училась в музыкальном колледже - и снова играла на хомысе. То есть «дружила» с этим необычным инструментом на протяжении 11 лет.

Как студентка из Хакасии живет в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Говорит, что по-настоящему овладеть хомысом так, чтобы играть на нем сложную музыку, достаточно трудно, учиться нужно несколько лет.

Какую именно музыку на нем можно исполнять? Да любую, поясняет Дильнара:

- Есть хакасский героический эпос, есть тахпахи... Можно играть и классические произведения - например Моцарта или Бетховена. Просто нужно, чтобы ноты были переписаны на хомыс...

Будучи третьекурсницей музыкального колледжа, Дильнара победила в республиканском конкурсе «Мисс Абахай». Когда на ее голову водрузили роскошную корону королевы красоты, она со сцены поблагодарила своих родителей, которые подтолкнули ее к решению попробовать свои силы в этом конкурсе. И пообещала: «Буду продолжать совершенствоваться и стремиться к лучшему».

Вообще-то в детстве Диля думать не думала о сцене:

- Лет в 14 мечтала быть врачом, еще раньше хотела стать поваром... В актерскую профессию попала, можно сказать, по счастливому случаю.

Случай представился в абаканском Театре моды, где Дильнара выступала на различных показах, зачастую - в национальных костюмах.

- Мне нравилась работа модели. Особенно я люблю показывать национальный костюм, рассказывать о традициях, выступая как представительница хакасского народа, - говорит девушка.

Точеную изящную красавицу с серьезными глазами на подиуме приметила режиссер Хакасского национального драматического театра и предложила ей работу. Первой ролью Дильнары в этом театре была Золушка.

- В первый раз играть было очень страшно, - вспоминает Диля. - Но потом мне понравилось, и я решила остаться в театре. Проработала там год. А в 2015-м в Абакан приехал набирать студентов мастер из Петербурга. Теперь я знаю, что это моя профессия.

Родители (мама - воспитатель в детском садике, папа - предприниматель), конечно, боялись отпускать дочку так далеко - из южной части Восточной Сибири на Северо-Запад России. Но в конце концов смирились. Тем более что поехала Диля в Петербург не одна, а с целой командой земляков. Это был пятый целевой набор для государственных театров Хакасии по соглашению между правительством этой республики и Санкт-Петербургской театральной академией (первый был осуществлен в ЛГиТМиКе еще в 1939 году). Пятнадцать хакасских абитуриентов, и в их числе Дильнара Анаркулова, успешно прошли вступительные испытания на очное отделение и были приняты в мастерскую профессора Владимира Норенко, еще восемь человек поступили на заочное.

Сейчас в учебном театре РГИСИ «На Моховой» Дильнара играет одну неглавную роль - Крошки Ру в спектакле «Винни Пух и компания» и одну главную - Виктории в пьесе Александра Червинского «Счастье мое». На будущее планов пока не строит, но верит, что оно будет счастливым. Главное - не уставать совершенствоваться и стремиться к лучшему.

СПРАВКА

Хакасы - малочисленный народ Южной Сибири, проживающий в верховьях рек Абакан, Чулым, Енисей. Самоназвание - тадарлар. Язык хакасов принадлежит к уйгуро-огузской группе тюркских языков. По итогам переписи 2010 года, численность хакасов в России составляла 72 959 человек.

Тахпах - лирическая бытовая или злободневная народная песня в форме четверостишия или восьмистишия с начальной аллитерацией, исполняемая под аккомпанемент струнных инструментов - хомыса и чатхана. Выстраивается в виде диалога или состязания исполнителей (тахпахчи): спетый одним певцом тахпах содержит вопрос-вызов другому, требуя мгновенного поэтического ответа. Соревнующиеся импровизируют и видоизменяют известные тексты, иногда заменяя традиционное содержание в соответствии с текущим моментом. В старину неискусный, неудачливый тахпахчи глубоко переживал поражение в таком состязании: по представлениям хакасов, дух-хранитель «тахпах ээзi» за каждый проигрыш укорачивал певцу жизнь.

#студенты #портрет #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6320) от 13.11.2018 под заголовком «Королева, Золушка, Крошка Ру».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?