Король Контент и его подданные

Впервые за всю историю Культурного форума отдельная сессия была посвящена российскому телевидению. Участники дискуссии, носившей название «Контент, аудитория, культура», принялись было говорить о просветительской миссии современного ТВ, но сами в итоге признали, что от этого явления сейчас почти ничего не осталось.

Король Контент и его подданные | Иллюстрация simone mescolini/shutterstock.com

Иллюстрация simone mescolini/shutterstock.com

Читатели старшего поколения помнят особенности верстки программы передач советского телевидения. В прайм-тайм - за час-полтора до и столько же после программы «Время» - обычно крутили телефильм или популярные передачи общественной тематики, аналоги современных ток-шоу: «От всей души», «А ну-ка девушки!» и т. д. За одним исключением - по понедельникам в вечерний эфир обязательно попадали спектакли, оперы и балеты. Этим культурно-просветительское направление в те годы не ограничивалось. Любителям искусства были адресованы многочисленные поэтические и литературные передачи, обзоры типа «Музыкального киоска» или тележурнала «Фестивали, конкурсы, концерты». Даже, казалось бы, такие сугубо научные проекты, как «Очевидное - невероятное», частенько рассказывали о культурных феноменах.

Сейчас другое. Практически вся «духовка» - так телевизионщики на своем сленге называют передачи, призванные повышать культурный уровень населения, - сосредоточена на канале «Культура». В рамках дискуссии были приведены красноречивые социологические результаты: этот канал стабильно занимает второе место по популярности в рамках фронтальных опросов. В то же время реальный рейтинг канала не превышает двух процентов. Выходит, что престиж у канала есть. Да только в реальности мало кто «Культуру» смотрит.

Современный зритель «заточен» под яркую упаковку. «Образовательные проекты нужно заворачивать в развлекательную обертку, - поделился наблюдениями сценарист Андрей Золотарев. - Когда вы даете все это впрямую - это не очень интересно. Лекции не работают».

На ситуацию взглянул глубже генеральный продюсер одной из телекомпаний: «Давайте поймем одну вещь. Контент (наполнение того или иного информационного ресурса. - Ред.) - король. Это самое важное, что есть. Как его потребляет зритель - второй вопрос. Я не согласен с тем, что телевидение наполнено продуктом низкого качества. Сейчас у зрителя очень большой выбор. Что-то удается, что-то - нет. Мы говорим про культуру, но монетизация - тоже важный вопрос. Для нас принципиален один вопрос - как мы можем подсчитать рейтинги. В зависимости от него приходит рекламодатель с деньгами и мы можем делать большие проекты. Или, в ином случае, мы делаем проекты подешевле».

Специально для этой дискуссии «наговорили» видеоролики мэтры индустрии, которые поделились своими взглядами на обсуждаемый предмет.

Михаил Швыдкой, телеведущий, в прошлом - министр культуры РФ: «Я воспитывался в то время, когда мы полагали, что телевидение - это искусство. А сейчас идет борьба за контент».

Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: «Сложный вопрос про культуру. Иной раз телевидение работает против нее».

Представитель канала «НТВ» рассказал, что у них готовится новогоднее шоу «Незваные гости». В нем примут участие только те артисты, которых не позвали в свои «Огоньки» «1-й канал» и «Россия», - от Сукачева до Охлобыстина: «Оторвать всех от Киркорова и «Голубого огонька» у нас не получится, но кого-то оторвем». Решение о запуске этого праздничного проекта было принято, несмотря на то что рейтинги ожидаются заведомо невысокими.

Увести разговор от пусть и качественного, но все же развлечения попыталась модератор встречи, журналист канала «Россия-1» Ирина Россиус, напомнив, что телевидение должно заниматься просвещением. И атмосфера тут же вспыхнула. «Просвещением??? - протянул режиссер Сергей Урсуляк, которого только что поздравили со свежей и удачной премьерой, сериалом «Ненастье». Благодушие оставило мастера: - У нас не хватает хороших передач, а слово «контент» я узнал, практически только войдя сюда. Единственный путь - качественно делать свою работу. Нужно стараться изо всех сил, тогда будет что-то получаться. К сожалению, на телевидении - вал продукции. И халтура в нем прячется, видна хуже. Впрочем, это проблема нового поколения, а я доковыляю на старом телевизоре... Хорошая программа - объективная вещь. Хороший фильм - это просто хороший фильм. А мы делаем много плохого кино. Но это разговор не для такого культурного форума».

Далее последовала весьма эмоциональная дискуссия, которая в итоге рассмешила всех присутствующих. К сожалению, оппоненты использовали хоть и литературные высказывания, но все же слишком образные для их воспроизведения на страницах нашего издания. Добавим только, что смех по поводу телевидения только оттенил довольно печальную реальность, в которой пребывает культура на голубом экране.

#Культурный форум #телевидение #просвещение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Король Контент и его подданные».


Комментарии