Корни и крона

В истории петербургской Консерватории такого еще не было, чтобы первокурсник создал симфонический оркестр. Мигран Агаджанян стал первым, направив на становление молодежного творческого коллектива всю премию, которую получил, победив в конкурсе молодых оперных певцов имени Елены Образцовой. Но удивительнее другое: созданный им коллектив не распался, подобно другим, а стал выступать вскоре на лучших филармонических площадках города, даже побывал в Испании на гастролях. И его молодой дирижер и художественный руководитель считает это главным своим достижением.

 Корни и крона | ФОТО из личного архива Миграна АГАДЖАНЯНА

ФОТО из личного архива Миграна АГАДЖАНЯНА

В свои двадцать пять лет Мигран добился того, чего многие достигают лишь в зрелые годы. Он становился лауреатом международных фортепианных конкурсов. Как пианист окончил петербургскую Консерваторию. Пройдя курс обучения в оперной студии при национальной академии Santa Cecilia (Италия), заявил о себе как одаренный певец: стал солистом Большого театра Женевы, исполнял и продолжает исполнять партии в Мариинке, побеждал на престижных вокальных конкурсах.

Ну а теперь в качестве ассистента-стажера петербургской Консерватории продолжает двигаться по пути, который наметил себе в раннем возрасте. Дирижирует симфоническими оркестрами - включая тот, который сам же пять лет назад и сотворил...

«Знаете, когда я ощутил в себе руководительские начала? Мне было 13 лет. Я готовился к серьезному фортепианному конкурсу, - вспоминает Мигран. - А за два дня до выступления случилась беда: как истинный армянин я решил приготовить шашлык, чего раньше никогда не делал, и, заготавливая дрова, перерубил себе палец. Его, конечно, пришили, но два-три месяца притрагиваться к инструменту мне было нельзя, а бездействовать не хотелось. И тогда в своей гимназии я сколотил труппу и поставил как режиссер мюзикл «Юнона» и «Авось». По-настоящему, с костюмами и декорациями. Спектакль имел успех. Да такой, что мэрия (мы жили в Ростове-на-Дону) попросила подготовить другой спектакль, чтобы показать его во всех школах города. Я увеличил труппу до 80 человек, и на следующий год мы уже играли «Ромео и Джульетту», причем на французском языке. Прошло много лет, я давно оттуда уехал, а тот школьный театр по-прежнему существует...»

После родного солнечного южного города Петербург показался первокурснику-музыканту мрачным, закрытым, а люди чопорными и холодными. Но потом он понял, что это не высокомерие. Просто северяне более сдержанны: они долго присматриваются, «копят» эмоции. К тому же на петербургских сценах, где выступают мировые звезды, заявлять о себе чрезвычайно трудно...

Мигран убедился в этом, когда его молодежный симфонический оркестр дерзнул заслужить здесь признание, и, представьте, добился-таки своего.

«Я собрал таких же первокурсников-музыкантов, как сам, - продолжает Агаджанян, - и сказал им: чтобы получить спонсорскую поддержку, нужно потрудиться какое-то время бесплатно и завоевать если не любовь, то хотя бы внимание избалованной питерской публики. Ребята согласились, а армянская диаспора, огромное спасибо, предоставила помещение для репетиций.

Чтобы превратить оркестр в единый организм, послушный палочке дирижера, нужны терпение и время. «Мы стали заниматься и продержались самый тяжелый начальный период, а потом перед нами вдруг распахнулись двери Малого зала Филармонии, Смольного собора, других ведущих концертных площадок. История для Петербурга неправдоподобная, так не бывает! За моей спиной, говорили, стоят большие люди. Со стороны, наверное, так все и выглядело, на самом же деле успех объяснялся титаническим трудом музыкантов нашего оркестра, только и всего».

В его репертуаре есть произведения Хачатуряна и других армянских композиторов, но это не главное. Мигран убежден: настоящее искусство не имеет национальных границ. Он старается доказать это, не забывая о собственных корнях. В чем нет, по его мнению, ни малейшего противоречия.

«Мой отец родом из Нагорного Карабаха, - рассказывает музыкант. - Судьба привела его в Харьков, где он, активист армянской общины, познакомился с мамой, встречая творческую делегацию из Еревана. Она сопровождала бабушку, которая единственная в нашем роду как поэтесса имела на ту пору отношение к искусству. А потом и мать ступила на ту же стезю, стала певицей... Но дед с материнской стороны признавал лишь патриархальный уклад. Он сказал отцу, когда родители женились: хочешь, чтобы твоя жена выступала на сцене, дело твое, - я бы этого не позволил. Но у отца на этот счет было другое мнение, и мама стала петь в музыкальном театре, когда они переехали в Ростов-на-Дону. Она водила меня, малыша, на репетиции. С раннего детства я был буквально помешан на опере: мечтал исполнять арии перед зрителями, да еще и дирижировать. Одно от другого было для меня неотделимо».

Так и случилось: Мигран стал пианистом, певцом и дирижером. Друзья советуют определиться, выбрав что-то одно, но Мигран только отшучивается. Главное - быть предельно искренним, что бы ни делал, полагает он, и получать от работы удовольствие.

И еще, поездив по миру, он твердо осознал, что нигде, кроме Петербурга, действительно не хотел бы жить, что этот город абсолютно созвучен его внутреннему миру. К тому же здесь - в этом для него тоже нет никаких сомнений - одна из лучших в мире, самых активных и сплоченных армянских общин. Под такой уютной «кроной» жить комфортно, каким бы суровым ни был климат.

#симфонический оркестр #Мигран Агаджанян #консерватория

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?