«Корнет, вы женщина?»

Восемь десятилетий отечественного мюзикла представляет выставка «Музыка и кино» в фойе «Ленинград Центра» (Потемкинская ул., 4).

«Корнет, вы женщина?» | Костюмы героев фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» Пользы и Мэлса. Фильм снят о тех, кто забыл идеи комсомола и увлекся западной модой и культурой, носил яркие галстуки, широкие юбки, брюки-«дудочки», слушал джаз «на костях» и отплясывал буги-вуги. Ф

Костюмы героев фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» Пользы и Мэлса. Фильм снят о тех, кто забыл идеи комсомола и увлекся западной модой и культурой, носил яркие галстуки, широкие юбки, брюки-«дудочки», слушал джаз «на костях» и отплясывал буги-вуги. Ф

Она приурочена к 80-летию выхода на экраны художественного фильма «Цирк», снятого в 1936 году режиссером Григорием Александровым с Любовью Орловой в главной роли. Однако одним «Цирком» сюжет выставки не ограничен, на ней представлены еще 11 отечественных фильмов, которые тоже можно отнести к жанру киномюзикла. Создавались они в различные эпохи истории нашей страны и в какой-то степени являются их отражением.

Так, сталинскую эпоху, когда «жить стало лучше, стало веселее», представляют еще довоенный «Цирк» и «Кубанские казаки» 1948 года Ивана Пырьева. Хрущевская оттепель подарила «Карнавальную ночь» и «Гусарскую балладу», снятые Эльдаром Рязановым. Брежневский застой – это «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Женщина, которая поет» Александра Орлова с Аллой Пугачевой в главной роли, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая... «Мы из джаза» Карена Шахназарова и «Как стать звездой» Виталия Аксенова – это уже времена перестройки. Ну а наша эпоха – это фильм «Стиляги», снятый в 2008 году Валерием Тодоровским.

Эти фильмы, такие разные, обрели зрительскую любовь. Конечно, сами картины на выставке целиком не увидеть. Но перенестись в их атмосферу можно – благодаря архивным афишам и фотографиям, многие из которых представлены в оригинальных звуковых и видеоинсталляциях на больших экранах, которым отданы два зала фойе.

А еще – и это настоящая изюминка экспозиции – восемь подлинных костюмов, в которых снимались герои фильмов, представленных на выставке. Самые ценные из них – гусарский мундир Ларисы Голубкиной, в котором она играла «корнета Азарова» в фильме «Гусарская баллада», и платье Людмилы Гурченко для роли Клары Бокардон в «Соломенной шляпке».

Об этих экспонатах вашему корреспонденту рассказала Мария Лемешева – одна из создателей выставки:

– В нашей стране не было культуры сохранения кинокостюмов. Скажем, снялась Лариса Голубкина в «Гусарской балладе» – и ее мундир возвращается в костюмерную «Мосфильма», в отдел «форма гусарская», и его потом для своего фильма мог взять любой режиссер. И так много костюмов просто пришло со временем в негодность.

Но костюм Голубкиной сохранился благодаря безвестной уже работнице костюмерного цеха «Мосфильма», которая прикрепила к мундиру бумажку, свидетельствующую о его принадлежности, и специально прятала его в дальнем углу, не выдавая для текущей работы. Да, костюм уже местами заметно поеден молью, ткань рассыпается, мы везли его в Петербург с особыми предосторожностями. Но это подлинный мундир «корнета Азарова»! Жаль, что Лариса Ивановна сейчас на гастролях и не смогла приехать на выставку.

А с платьем Людмилы Гурченко для меня связана и личная история. Помню, Людмила Марковна приехала на одну из первых церемоний вручения премии «Золотой орел» и привезла платья из нескольких своих фильмов, в которые по ходу церемонии переодевалась. Среди молодых актрис ее платья просто произвели фурор. Да и меня, на тот момент еще достаточно юную журналистку, они поразили. Ведь Гурченко на тот момент было уже «существенно за...» – а талия у ее платья, как у ребенка! Чтобы это платье, любезно предоставленное «Ленфильмом» из своих запасников, нам здесь надеть на манекен, пришлось ему даже сделать небольшую «операцию»...

По словам Марии Лемешевой, культуры сохранения кинокостюмов и сейчас у нас нет. Чтобы найти костюмы фильма «Стиляги», снятого частной кинокомпанией, потребовалось немало усилий – а ведь фильм создан всего восемь лет назад...

Но и то, что сохранилось и представлено в главном зале фойе «Ленинград Центра» – а здесь и костюм Михаила Боярского в роли Теодоро из телефильма «Собака на сене», и кафтан Савелия Крамарова – дьяка Феофана из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», – не может не впечатлить. Тем более что рядом с каждой стеклянной витриной, где выставлен костюм, установлен небольшой мониторчик, на котором идут кадры из фильма, представляющие артиста в этом костюме.

Вход на выставку в фойе «Ленинград Центра» свободный. Приобщиться к восьми десятилетиям истории отечественного киномюзикла можно по 31 мая включительно, ежедневно с 12.00 до 20.00.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии