Концерт для «Царской невесты»

Валерий Гергиев представил в концертном исполнении оперу «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова на Новой сцене Мариинского театра с участием звезд - Ольги Бородиной, Альбины Шагимуратовой, Евгения Никитина, Евгения Ахмедова.

Концерт для «Царской невесты» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Поклонники Мариинского театра хорошо знают: чем чаще то или иное оперное название появляется в концертном исполнении - ждать премьеры. Однако правило это не всегда срабатывает на сто процентов, иногда при всей регулярности концертных исполнений ждать премьеру приходится очень долго. «Царская невеста», написанная композитором, чье имя гордо носит петербургская Консерватория, всегда была незаменимой в репертуаре большинства российских театров. В ней, сочиненной 120 лет назад, есть все, что способно привлечь массового слушателя, начиная с названия и заканчивая шлягерами, звучащими в концертах. В ней есть и национальное, и общечеловеческое, хоровые обряды-ритуалы, колокола и частная жизнь, сила жестких скреп и потемки подсознания. Казалось бы, бери и ставь! Но за все эти годы не сыскалось режиссера, готового и способного взяться за такое лакомое, фактурное произведение.

Оперу «Царская невеста» в Мариинском театре последний раз видели на сцене несколько сезонов назад, а премьера этой оперы в 2005 году была рассчитана специально на Анну Нетребко и Ольгу Бородину. Сопрано, которая и тогда уже была сияющей оперной дивой, выходила в нескольких спектаклях, а вот знаменитая меццо-сопрано выходить в той версии Юрия Александрова, к сожалению, отказалась в силу несоответствия эстетических пристрастий. Бас-баритон Евгений Никитин дебютировал тогда в партии опричника Грязного. Анна Нетребко с тех пор эту партию нигде не пела и не споет - слишком изменился голос. А вот Евгений Никитин и Ольга Бородина в последние несколько сезонов выходят в своих любимых русских партиях этой оперы в концертном исполнении, украшая афишу и привлекая поклонников. Евгений Никитин с тех пор снискал мировую славу вагнеровского певца, будучи незаменимым солистом в десятке вагнеровских лидеров на сценах первых оперных театров мира. В русском репертуаре Ольги Бородиной партия Любаши остается второй по частоте исполнений после Марфы в «Хованщине» Мусоргского.

В Мариинском театре сегодня есть, пожалуй, состава три, а то и четыре солистов, готовых идеально «озвучить» первые и вторые роли. Есть несколько потенциальных меццо-сопрано, среди которых кроме Ольги Бородиной и Екатерина Семенчук, Юлия Маточкина, Екатерина Крапивина, Злата Булычева, Екатерина Сергеева. Подросло немало Марф, а из многоопытных - Анастасия Калагина, Ольга Пудова, роскошный выбор баритонов один другого лучше - Роман Бурденко, Алексей Марков, Владислав Сулимский, Эдем Умеров. Найдутся и теноры, и басы на позицию отца Марфы Собакиной, и Малюту Скуратова есть кому спеть.

В Мариинском театре, как известно, оперы Верди и Вагнера подчас сильно теснят русский репертуар. Не раз приходилось ловить себя на мысли, что в родных русских операх солисты чувствуют себя абсолютно по-иному, окунаясь в стихию своего языка. Сопрано Альбина Шагимуратова, исполнившая партию Марфы, запела ее будто совсем по-другому после жесткого корсета белькантовых героинь. В ее голосе появилось столько мягкости, женственности, обаяния. Речь Марфы текла, словно реченька журчала, легко и непринужденно. Против темно-вишневого, густо медового тембра ее соперницы Любаши в исполнении Ольги Бородиной звук Альбины словно усмирял, одухотворяя своей чистотой и светом. Этому тембру очень подходил тембр лирического тенора Евгения Ахмедова, исполнявшего роль жениха Марфы - Ивана Лыкова. Буйный нрав Григория Грязного, явно пресытившегося избыточной красотой сильной Любаши, только и мог быть укрощен такой светоносной Марфой Васильевной.

Евгений Никитин спустя уже почти тринадцать лет с момента премьеры спектакля в Мариинском пел Грязного с немецкой точностью и русской страстностью. Ольга Бородина загипнотизировала зал, в первой же своей акапельной песне «Снаряжай скорей» поделившись с публикой болью потерянной любви. Состав концертной «Царской» покорял своим ансамблем, стройной и стильной вписанностью в партитуру. И даже некоторые огрехи ведущих солистов, иногда вдруг терявших связь с дирижером и оркестром, мгновенно прикрывались партнерами.

Для Валерия Гергиева партитура «Царской невесты» представляет интерес, кажется, не только с точки зрения своей русскости, почвенничества. Он ищет то, что вписывает Римского-Корсакова в историю мировой оперы. Осталось найти режиссера, мыслящего в этом же направлении.

#Валерий Гергиев #«Царская невеста» #Мариинский театр

Комментарии