Концерт для мобильника с оркестром

Сверхдинамично, всего за 34 минуты, прошла церемония вручения премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2016 год. Постановщик - художник Андрей Бартенев, год назад получивший «Гран-при», придумал эффектный спектакль, соединивший мультимедийное шоу и приемы агитационного театра первых послереволюционных лет, роговой оркестр и диджеев, потрясавших децибелами основы БДТ, актеров в ярко-зеленых костюмах, изображавших инопланетян, и хористок в строгих вечерних платьях. Все - в духе «Поп-механики».

 Концерт для мобильника с оркестром  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Не было привычных ведущих, по бумажкам читающих стандартные тексты. Не было свадебных генералов, которые выходят «для вскрытия» конверта и пытаются острить, чтобы продлить интригу. Лауреатов не заставляли говорить дежурные благодарности.

Названия номинаций, нарисованные на больших планшетах, последовательно спускались с колосников. Имена претендентов то возникали «с небес», то высвечивались на экранах десятка дисплеев, которые держали в руках космические пришельцы.

Имена лауреатов сверкали на экранах или выносились на транспарантах, как на первомайской демонстрации. Увидев себя, каждый победитель выходил на авансцену, где на одном из столбиков, напоминающих старые петербургские тротуарные тумбы, загоралась лампочка: «Открой меня, возьми дымковского медведя, расписанного по эскизу Бартенева, и скромно вернись в зал».

Перед началом спектакля публику предупредили: не надо аплодисментов, и роздали всем разноцветные детские свистки и взрослые беруши. Свистели громко в знак одобрения решений жюри, затычками для ушей никто не воспользовался, они остались сувенирами на память о курехинской премии.

Уже после объявления победителей Анастасия Курехина, директор Центра им. Курехина и член жюри, сообщила, что при равном и высоком уровне работ многое решали субъективные предпочтения судей.

В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» победил Александр Шишкин-Хокусай с объектом «Смерть Марата», который был показан прошедшей зимой на «Киберфесте-10». Механические крылья погружались «в нефть», отсылая к экологии, Икару и власти энергоресурсов.

Наши симпатии были на стороне простого и жесткого проекта - картин и видео Павла Отдельного о его родном моногороде химиков Дзержинске. В итоге Павел получил спецприз Французского института в Петербурге - трехмесячную резиденцию в Париже.

Лучшим медиаобъектом названа интерактивная аудиоинсталляция Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Перемещаясь по залу, зритель может задавать звук каждой струны «арфы», сконструированной художником.

Дуэт Елена-Дмитрий Каварга выиграл в номинации «Искусство в общественном пространстве» с биоморфным объектом из пластика «Обитаемое вещество». На наш взгляд, предпочтительнее «Портрет Даниила Хармса» Павла Каса и Павла Мокича. Паблик-арт должен быть проще, одновременно соединяя злободневное и вечное.

В номинации «Лучший текст о современном искусстве» победу разделили Игорь Поносов за книгу «Искусство и город» - о феномене уличного искусства и Иван Чечот за сборник статей о немецком искусстве «От Бекмана до Брекера». Выбор в этой номинации всегда сложен, у каждого издания свой читатель, жюри наградило очень разных авторов очень разных книг.

В номинации «Лучший кураторский проект» зал ждал победы команды «Киберфеста-10». Жюри решило иначе, отметив ветерана современного искусства Виталия Пацюкова и его коллегу Анастасию Козаченко за масштабный фестиваль «Дада», посвященный 100-летию этого движения. Изначально они номинировались на «Гран-при». В утешение «Киберфест-10» получил спецприз.

В музыкальных номинациях - «Этно-механика» и Электро-механика» отмечены, соответственно, Сергей Старостин и Игорь Старшинов.

Наконец, «Гран-при» заслуженно получил оркестр Дмитрия Шубина за 28-канальную аудиоинсталляцию «Гаджетофония» с использованием как традиционных музыкальных инструментов, так и мобильных телефонов, планшетов и т. д. Она была исполнена на открытии «Киберфеста-10».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Воронко, первый зампредседателя комитета по культуре Петербурга:

- Мы будем поддерживать Центр им. Сергея Курехина и все его начинания. В декабре 2018 года он должен открыться в новом здании на Васильевском острове.

Анастасия Курехина, директор центра:

- Современное искусство будет жить вечно. Но каким оно будет даже через несколько лет, не знает никто.

#Центр им. Курехина #искусство #премия

Комментарии