Концерт для мобильника с оркестром

Сверхдинамично, всего за 34 минуты, прошла церемония вручения премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2016 год. Постановщик - художник Андрей Бартенев, год назад получивший «Гран-при», придумал эффектный спектакль, соединивший мультимедийное шоу и приемы агитационного театра первых послереволюционных лет, роговой оркестр и диджеев, потрясавших децибелами основы БДТ, актеров в ярко-зеленых костюмах, изображавших инопланетян, и хористок в строгих вечерних платьях. Все - в духе «Поп-механики».

 Концерт для мобильника с оркестром  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Не было привычных ведущих, по бумажкам читающих стандартные тексты. Не было свадебных генералов, которые выходят «для вскрытия» конверта и пытаются острить, чтобы продлить интригу. Лауреатов не заставляли говорить дежурные благодарности.

Названия номинаций, нарисованные на больших планшетах, последовательно спускались с колосников. Имена претендентов то возникали «с небес», то высвечивались на экранах десятка дисплеев, которые держали в руках космические пришельцы.

Имена лауреатов сверкали на экранах или выносились на транспарантах, как на первомайской демонстрации. Увидев себя, каждый победитель выходил на авансцену, где на одном из столбиков, напоминающих старые петербургские тротуарные тумбы, загоралась лампочка: «Открой меня, возьми дымковского медведя, расписанного по эскизу Бартенева, и скромно вернись в зал».

Перед началом спектакля публику предупредили: не надо аплодисментов, и роздали всем разноцветные детские свистки и взрослые беруши. Свистели громко в знак одобрения решений жюри, затычками для ушей никто не воспользовался, они остались сувенирами на память о курехинской премии.

Уже после объявления победителей Анастасия Курехина, директор Центра им. Курехина и член жюри, сообщила, что при равном и высоком уровне работ многое решали субъективные предпочтения судей.

В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» победил Александр Шишкин-Хокусай с объектом «Смерть Марата», который был показан прошедшей зимой на «Киберфесте-10». Механические крылья погружались «в нефть», отсылая к экологии, Икару и власти энергоресурсов.

Наши симпатии были на стороне простого и жесткого проекта - картин и видео Павла Отдельного о его родном моногороде химиков Дзержинске. В итоге Павел получил спецприз Французского института в Петербурге - трехмесячную резиденцию в Париже.

Лучшим медиаобъектом названа интерактивная аудиоинсталляция Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Перемещаясь по залу, зритель может задавать звук каждой струны «арфы», сконструированной художником.

Дуэт Елена-Дмитрий Каварга выиграл в номинации «Искусство в общественном пространстве» с биоморфным объектом из пластика «Обитаемое вещество». На наш взгляд, предпочтительнее «Портрет Даниила Хармса» Павла Каса и Павла Мокича. Паблик-арт должен быть проще, одновременно соединяя злободневное и вечное.

В номинации «Лучший текст о современном искусстве» победу разделили Игорь Поносов за книгу «Искусство и город» - о феномене уличного искусства и Иван Чечот за сборник статей о немецком искусстве «От Бекмана до Брекера». Выбор в этой номинации всегда сложен, у каждого издания свой читатель, жюри наградило очень разных авторов очень разных книг.

В номинации «Лучший кураторский проект» зал ждал победы команды «Киберфеста-10». Жюри решило иначе, отметив ветерана современного искусства Виталия Пацюкова и его коллегу Анастасию Козаченко за масштабный фестиваль «Дада», посвященный 100-летию этого движения. Изначально они номинировались на «Гран-при». В утешение «Киберфест-10» получил спецприз.

В музыкальных номинациях - «Этно-механика» и Электро-механика» отмечены, соответственно, Сергей Старостин и Игорь Старшинов.

Наконец, «Гран-при» заслуженно получил оркестр Дмитрия Шубина за 28-канальную аудиоинсталляцию «Гаджетофония» с использованием как традиционных музыкальных инструментов, так и мобильных телефонов, планшетов и т. д. Она была исполнена на открытии «Киберфеста-10».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Воронко, первый зампредседателя комитета по культуре Петербурга:

- Мы будем поддерживать Центр им. Сергея Курехина и все его начинания. В декабре 2018 года он должен открыться в новом здании на Васильевском острове.

Анастасия Курехина, директор центра:

- Современное искусство будет жить вечно. Но каким оно будет даже через несколько лет, не знает никто.

#Центр им. Курехина #искусство #премия

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?