Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева

На двадцатый концерт для фортепиано с оркестром Моцарта и сцены из оперы «Тангейзер» Вагнера в Концертном зале Мариинского театра дирижер вышел накануне своего 65-летия.

Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева  | Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

На протяжении нескольких последних лет петербургским меломанам тоже перепадает пара концертов Пасхального фестиваля - проекта, уникального по своему географическому охвату. Музыканты оркестра Мариинского театра прибыли в Петербург после длительного концертного марафона, начинающегося сразу после Пасхи в Большом зале Московской консерватории и завершающегося там же - после месяца путешествия по десяткам малых и больших городов России. Стоицизм и самоотверженность музыкантов оркестра вызывает и восхищение, и уважение, и изумление. За один день одни и те же музыканты, один и тот же дирижер иногда дают по нескольку концертов в разных городах, оставляя столичных экспертов с вопросом «что это»: высокая жажда миссионерства, «насыщение хлебами» или стахановское искусство цифр? Однако вот уже семнадцать лет фестиваль «держит марку».

Каждый год программа Пасхального фестиваля образует мост между двумя великими народными праздниками - включает концерт на Поклонной горе 9 Мая, объединяя духовное и светское, выстраивая особую цепочку ассоциаций, освящающих Победу.

Программа концерта в канун 65-летия Валерия Гергиева тоже настраивает на размышления о миссии художника в мире. Музыку Моцарта и Вагнера - австрийского и немецкого гениев - выбрали по такому случаю, чтобы, вероятно, обозначить два важных полюса в философии творчества маэстро. Именно в Двадцатом концерте Моцарта удачно соединились две возможности: напомнить о прошлом Валеры Гергиева - выпускника класса фортепиано и дирижирования музыкального училища в городе Орджоникидзе и показать настоящее зрелого мастера, предпочитающего минор - мажору, трагедию - комедии. Именно ре минор - тональность Реквиема и увертюры «оперы опер» - «Дон Жуана» Моцарта. В ней композитор пытался найти ответы на вопросы чувства и долга, свободы и порядка, личного и общественного.

Валерий Гергиев, стремящийся опередить время и объять необъятное, не распространяется в интервью на темы профессиональные, нечасто у читателя есть шанс услышать его слова об особенностях стиля, оперной или симфонической драматургии того или иного композитора. Кажется, его больше волнуют вопросы строительства новых театров и концертных залов, их наполняемости, количества и качества выступлений, разного рода статистика и политические аспекты. Все дело в том, что его главные «интервью» - за дирижерским пультом. Моцарт - из тех композиторов, благодаря которым можно философски смело рассуждать на темы, выходящие далеко за пределы его родного XVIII века. Предельная степень условности музыкального языка позволяет высказывать мысли пугающе откровенные и раскованные. Особенно в тональности ре минор получается углубиться в темы эгоистического желания и общественной морали, одиночества и толпы, любви и ненависти, жизни и смерти.

Впрочем, в канун своего дня рождения маэстро Гергиев не стал шокировать откровениями, но порадовал полный зал поклонников настроениями умудренного опытом музыканта. Он знает цену лишних слов и необдуманных решений в жизни и музыке. Себе в помощники Валерий Гергиев взял 24-летнего корейского пианиста Сон Чжин Чо (на снимке). Лауреат важных фортепианных конкурсов, среди которых - шопеновский в Варшаве, Чо предложил эмоционально сдержанную, элегантную трактовку моцартовского шедевра, в которой дал почувствовать настроения, предвосхищающие Первый фортепианный концерт Шопена. Удовольствием было наблюдать, как в медленной второй части - «Романсе» - дирижер и солист ловили эмоциональные сигналы партитуры, создавая солнечную атмосферу той самой игры в бисер, о которой писал Гессе.

Другим полюсом концерта стали сцены из «Тангейзера» Вагнера - композитора, в чьем наследии сосредоточены духовные искания Гергиева. Всего несколько картин из четырехчасовой оперы создали ощущение сложного испытания - многодневного паломничества к духовным ценностям. Из всех солистов более всего поразила превосходная вокальная форма и вдохновение сопрано Ирины Чуриловой, исполнявшей партию Елизаветы, духовной ипостаси образа возлюбленной Тангейзера. Не пожалели своих голосов и сердец и хор с оркестром, доставив и обожаемому дирижеру, и публике немало минут восторга.

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Моцарт, Вагнер и маэстро».

#Мариинский театр #Гергиев #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.