Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева

На двадцатый концерт для фортепиано с оркестром Моцарта и сцены из оперы «Тангейзер» Вагнера в Концертном зале Мариинского театра дирижер вышел накануне своего 65-летия.

Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева  | Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

На протяжении нескольких последних лет петербургским меломанам тоже перепадает пара концертов Пасхального фестиваля - проекта, уникального по своему географическому охвату. Музыканты оркестра Мариинского театра прибыли в Петербург после длительного концертного марафона, начинающегося сразу после Пасхи в Большом зале Московской консерватории и завершающегося там же - после месяца путешествия по десяткам малых и больших городов России. Стоицизм и самоотверженность музыкантов оркестра вызывает и восхищение, и уважение, и изумление. За один день одни и те же музыканты, один и тот же дирижер иногда дают по нескольку концертов в разных городах, оставляя столичных экспертов с вопросом «что это»: высокая жажда миссионерства, «насыщение хлебами» или стахановское искусство цифр? Однако вот уже семнадцать лет фестиваль «держит марку».

Каждый год программа Пасхального фестиваля образует мост между двумя великими народными праздниками - включает концерт на Поклонной горе 9 Мая, объединяя духовное и светское, выстраивая особую цепочку ассоциаций, освящающих Победу.

Программа концерта в канун 65-летия Валерия Гергиева тоже настраивает на размышления о миссии художника в мире. Музыку Моцарта и Вагнера - австрийского и немецкого гениев - выбрали по такому случаю, чтобы, вероятно, обозначить два важных полюса в философии творчества маэстро. Именно в Двадцатом концерте Моцарта удачно соединились две возможности: напомнить о прошлом Валеры Гергиева - выпускника класса фортепиано и дирижирования музыкального училища в городе Орджоникидзе и показать настоящее зрелого мастера, предпочитающего минор - мажору, трагедию - комедии. Именно ре минор - тональность Реквиема и увертюры «оперы опер» - «Дон Жуана» Моцарта. В ней композитор пытался найти ответы на вопросы чувства и долга, свободы и порядка, личного и общественного.

Валерий Гергиев, стремящийся опередить время и объять необъятное, не распространяется в интервью на темы профессиональные, нечасто у читателя есть шанс услышать его слова об особенностях стиля, оперной или симфонической драматургии того или иного композитора. Кажется, его больше волнуют вопросы строительства новых театров и концертных залов, их наполняемости, количества и качества выступлений, разного рода статистика и политические аспекты. Все дело в том, что его главные «интервью» - за дирижерским пультом. Моцарт - из тех композиторов, благодаря которым можно философски смело рассуждать на темы, выходящие далеко за пределы его родного XVIII века. Предельная степень условности музыкального языка позволяет высказывать мысли пугающе откровенные и раскованные. Особенно в тональности ре минор получается углубиться в темы эгоистического желания и общественной морали, одиночества и толпы, любви и ненависти, жизни и смерти.

Впрочем, в канун своего дня рождения маэстро Гергиев не стал шокировать откровениями, но порадовал полный зал поклонников настроениями умудренного опытом музыканта. Он знает цену лишних слов и необдуманных решений в жизни и музыке. Себе в помощники Валерий Гергиев взял 24-летнего корейского пианиста Сон Чжин Чо (на снимке). Лауреат важных фортепианных конкурсов, среди которых - шопеновский в Варшаве, Чо предложил эмоционально сдержанную, элегантную трактовку моцартовского шедевра, в которой дал почувствовать настроения, предвосхищающие Первый фортепианный концерт Шопена. Удовольствием было наблюдать, как в медленной второй части - «Романсе» - дирижер и солист ловили эмоциональные сигналы партитуры, создавая солнечную атмосферу той самой игры в бисер, о которой писал Гессе.

Другим полюсом концерта стали сцены из «Тангейзера» Вагнера - композитора, в чьем наследии сосредоточены духовные искания Гергиева. Всего несколько картин из четырехчасовой оперы создали ощущение сложного испытания - многодневного паломничества к духовным ценностям. Из всех солистов более всего поразила превосходная вокальная форма и вдохновение сопрано Ирины Чуриловой, исполнявшей партию Елизаветы, духовной ипостаси образа возлюбленной Тангейзера. Не пожалели своих голосов и сердец и хор с оркестром, доставив и обожаемому дирижеру, и публике немало минут восторга.

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Моцарт, Вагнер и маэстро».

#Мариинский театр #Гергиев #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...