Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева

На двадцатый концерт для фортепиано с оркестром Моцарта и сцены из оперы «Тангейзер» Вагнера в Концертном зале Мариинского театра дирижер вышел накануне своего 65-летия.

Концерт для фортепиано с «Тангейзером» перед юбилеем Валерия Гергиева  | Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

Фото Валентина Барановского / Мариинский театр

На протяжении нескольких последних лет петербургским меломанам тоже перепадает пара концертов Пасхального фестиваля - проекта, уникального по своему географическому охвату. Музыканты оркестра Мариинского театра прибыли в Петербург после длительного концертного марафона, начинающегося сразу после Пасхи в Большом зале Московской консерватории и завершающегося там же - после месяца путешествия по десяткам малых и больших городов России. Стоицизм и самоотверженность музыкантов оркестра вызывает и восхищение, и уважение, и изумление. За один день одни и те же музыканты, один и тот же дирижер иногда дают по нескольку концертов в разных городах, оставляя столичных экспертов с вопросом «что это»: высокая жажда миссионерства, «насыщение хлебами» или стахановское искусство цифр? Однако вот уже семнадцать лет фестиваль «держит марку».

Каждый год программа Пасхального фестиваля образует мост между двумя великими народными праздниками - включает концерт на Поклонной горе 9 Мая, объединяя духовное и светское, выстраивая особую цепочку ассоциаций, освящающих Победу.

Программа концерта в канун 65-летия Валерия Гергиева тоже настраивает на размышления о миссии художника в мире. Музыку Моцарта и Вагнера - австрийского и немецкого гениев - выбрали по такому случаю, чтобы, вероятно, обозначить два важных полюса в философии творчества маэстро. Именно в Двадцатом концерте Моцарта удачно соединились две возможности: напомнить о прошлом Валеры Гергиева - выпускника класса фортепиано и дирижирования музыкального училища в городе Орджоникидзе и показать настоящее зрелого мастера, предпочитающего минор - мажору, трагедию - комедии. Именно ре минор - тональность Реквиема и увертюры «оперы опер» - «Дон Жуана» Моцарта. В ней композитор пытался найти ответы на вопросы чувства и долга, свободы и порядка, личного и общественного.

Валерий Гергиев, стремящийся опередить время и объять необъятное, не распространяется в интервью на темы профессиональные, нечасто у читателя есть шанс услышать его слова об особенностях стиля, оперной или симфонической драматургии того или иного композитора. Кажется, его больше волнуют вопросы строительства новых театров и концертных залов, их наполняемости, количества и качества выступлений, разного рода статистика и политические аспекты. Все дело в том, что его главные «интервью» - за дирижерским пультом. Моцарт - из тех композиторов, благодаря которым можно философски смело рассуждать на темы, выходящие далеко за пределы его родного XVIII века. Предельная степень условности музыкального языка позволяет высказывать мысли пугающе откровенные и раскованные. Особенно в тональности ре минор получается углубиться в темы эгоистического желания и общественной морали, одиночества и толпы, любви и ненависти, жизни и смерти.

Впрочем, в канун своего дня рождения маэстро Гергиев не стал шокировать откровениями, но порадовал полный зал поклонников настроениями умудренного опытом музыканта. Он знает цену лишних слов и необдуманных решений в жизни и музыке. Себе в помощники Валерий Гергиев взял 24-летнего корейского пианиста Сон Чжин Чо (на снимке). Лауреат важных фортепианных конкурсов, среди которых - шопеновский в Варшаве, Чо предложил эмоционально сдержанную, элегантную трактовку моцартовского шедевра, в которой дал почувствовать настроения, предвосхищающие Первый фортепианный концерт Шопена. Удовольствием было наблюдать, как в медленной второй части - «Романсе» - дирижер и солист ловили эмоциональные сигналы партитуры, создавая солнечную атмосферу той самой игры в бисер, о которой писал Гессе.

Другим полюсом концерта стали сцены из «Тангейзера» Вагнера - композитора, в чьем наследии сосредоточены духовные искания Гергиева. Всего несколько картин из четырехчасовой оперы создали ощущение сложного испытания - многодневного паломничества к духовным ценностям. Из всех солистов более всего поразила превосходная вокальная форма и вдохновение сопрано Ирины Чуриловой, исполнявшей партию Елизаветы, духовной ипостаси образа возлюбленной Тангейзера. Не пожалели своих голосов и сердец и хор с оркестром, доставив и обожаемому дирижеру, и публике немало минут восторга.

Материал был опубликован в газете под № 078 (6187) от 04.05.2018 под заголовком «Моцарт, Вагнер и маэстро».

#Мариинский театр #Гергиев #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6187) от 04.05.2018.


Комментарии