Конкурс ангелов

Вчера в Петербурге начался VI Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой, который продлится до 8 июля. Конкурсные прослушивания состоятся в Малом зале Филармонии, а судить юных мастеров пения будет международное жюри. 196 юным вокалистам из 12 стран мира, а также из более чем 40 городов и регионов России предстоит пройти испытание, о котором музыковеду Владимиру ДУДИНУ рассказала директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина ЧЕРНОВА.

Конкурс ангелов |

– Когда возникла идея организовать детский конкурс?

– Елена Васильевна сама начинала свою вокальную карьеру в Аничковом дворце в хоре М. Ф. Заринской, поэтому ей было понятно и знакомо желание многих детей видеть себя на сцене. С предложением организовать конкурс юных вокалистов я пришла к Елене Васильевне в 2005 году, она заинтересовалась. На первом конкурсе в 2006 году были заявлены 92 человека, и он прошел успешно. Обладателем «Гран-при» тогда стала Юлия Лежнева. Сегодня это одно из самых ярких и интересных имен мировой оперы.

– Как Елена Васильевна относилась к хрупким детским голосам?

– Часто повторяла, что «Боженька поцеловал их в темечко», называла детей «ангелочками», очень бережно к ним относилась, понимая, что любое неосторожное слово может нанести ребенку такую травму, что он может перестать петь. Самой маленькой участницей на первом конкурсе была семилетняя Маша Храмцова, получившая вторую премию. Елена Васильевна была так очарована талантом этой девочки, что сняла с руки золотые часы и подарила ей, стремясь душевным порывом поддержать ребенка.

– Но она все же допускала идею конкурсных испытаний для детей?

– Елена Васильевна особенно бережно относилась к первой, самой младшей, группе. А более серьезное внимание обращала она на третью группу, которые по возрасту были уже кандидатами на поступление в консерваторию или колледж. Но конкурс есть конкурс, кто-то обязательно проигрывает, а кто-то побеждает. Елена Васильевна считала, что в детском конкурсе нельзя ограничиваться подарками и куклами, что должны быть и денежные премии – своего рода первый гонорар будущих оперных звезд.

– Как вообще судить детей, особенно в младшей группе, где процент непредсказуемости высок?

– Процент непредсказуемости существует не только на детском, но и на взрослом конкурсе: любой может сбиться, забыть текст. Елена Васильевна считала, что в первую очередь надо обращать внимание на чистоту интонации, на выразительность исполнения, ведь ребенок должен показать, как умеет вживаться в образ, в чем проявляется его индивидуальность. Для всех Елена Васильевна писала свои комментарии, и любой мог подойти к ней и узнать, почему он, скажем, не прошел во второй тур. Пожелания давались очень добрые, но вместе с тем и очень профессиональные. Многие участники детского конкурса впоследствии становятся участниками взрослого конкурса.

– Как выстроена программа в разных группах?

– Мы начинаем учиться пению на народных песнях, поэтому первая группа в первом туре поет народную песню – любую, это может быть или песня своего региона или своего народа. Второе произведение – на выбор участника и его педагога. Во втором туре обязательна песня из кинофильма или мультфильма. Во второй и третьей группах обязательно сочинение XVII – XVIII веков, барочная музыка, а также романсы или песни русских и зарубежных композиторов. Представители третьей группы во втором туре должны исполнить две арии русского и зарубежного композитора.

– Вам отказали в финансировании, как удалось сохранить конкурс?

– Мы узнали об отказе в финансировании, когда львиная доля заявок уже была принята. Но нас поддержало Министерство культуры РФ, и мы приняли решение не отменять конкурс. Надеемся, что, увидев успехи шестого конкурса, комитет по культуре Санкт-Петербурга в будущем отнесется к нам с большим вниманием.

– Насколько меняется картина детского вокального образования в России?

– Картина действительно меняется. Дети, занимающиеся вокалом, активно продвигаются в таких шоу-проектах, как «Синяя птица» на телевидении, «Детский голос», на фестивале «Славянский базар», детских фестивалях в Европе. Такие программы и фестивали, безусловно, дают возможность запомнить ребенка. Дети поют, используя микрофон и другие средства современной техники. В этом есть и плохие, и хорошие стороны. Но ясно одно: академический вокал в таких условиях всегда остается в тени. А потому очень трудно выявить настоящее дарование ребенка, помочь ему развиваться и расти дальше.

В России существуют вокально-хоровые школы – в Костроме, Томске, Туле, Ликине-Дулеве, много хоровых школ в Московской области. Но пять лет назад были закрыты бюджетные вокальные отделения в детских музыкальных школах и школах искусств. А ведь вокал – это профессия, которой нужно заниматься с детства, факультативные занятия один раз в неделю необходимого результата не принесут. Мы с Еленой Васильевной даже создавали петицию, которую поддержали много профессионалов. Но, к сожалению, она не успела встретиться с теми людьми, от которых зависит решение вопроса о сохранении вокальных отделений...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (5735) от 04.07.2016.


Комментарии