В Римском дворике «возродили из пепла» шедевры Помпей и Геркуланума
В Римском дворике Нового Эрмитаже до весны обосновалась выставка «Возрожденные из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как известно, в 79 году н. э. в результате извержения Везувия города Помпеи и Геркуланум были разрушены, лава «запечатала» их на много веков. Под ней остались улицы, богато украшенные дома, произведения искусства, надписи и даже отпечатки тел погибших людей и животных. Загадочная античная Атлантида. Интерес к Помпеям и Геркулануму - городам, погребенным под лавой, благодаря ей же и сохранившимся, не иссякает.
Раскопки начались в середине XVIII века. Сначала были случайные находки, потом все более систематические. Археологические изыскания продолжаются до сих пор. Но посмертная слава и судьба двух городов оказалась разной.
В Помпеях раскопки велись от имени имперских чиновников в целях извлечения ценностей, поэтому до наших дней дошли только подробности частной жизни римлян. Геркуланум сохранил не только частные постройки, но и общественные сооружения. Там были отрыты улицы и площади, жилые дома с хозяйственными помещениями; обнаружены частично пострадавшие фрески и статуи, изучены надписи, вырезанные на камне, восстановлены внешние очертания некоторых погибших и засыпанных пеплом людей.
В Римском дворике демонстрируются памятники из Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи. Прежде всего это знаменитые античные фрески. Их четыре, по две из каждого собрания: «Дионис и Ариадна», «Александр и Роксана», «Геракл и Омфала», «Ахил на Скиросе». Фрески прекрасно сохранили даже цвет. Яркость красок специалисты объясняют их качеством и обработкой грунта, который готовился особым образом и сохранялся влажным во все время работы мастера.
Мраморная статуя богини согласия и покровительницы супружества Конкордии представляет римскую скульптуру I века н. э. Богиня в одной руке держит рог изобилия, в другой не сохранившуюся оливковую ветвь. Вошел в состав выставки и бронзовый бюст Тиберия, а также камея «Вакх и Ариадна».
Эрмитаж дружен с археологическими музеями Италии. Это не первая выставка из их собраний. Год назад в Римском дворике демонстрировалась скульптурная группа «Поверженные. Умирающий галл». И нынешняя выставка предваряет большой проект «Боги. Люди. Герои», который будет открыт в манеже Малого Эрмитажа весной следующего года.
- Событие, которое произойдет в апреле, выдающееся в силу своего масштаба, - рассказывает заведующая отделом античного мира Эрмитажа Анна Трофимова. - Никогда за пределы Италии не выезжала такая большая помпейская выставка. Около ста экспонатов - 30 - 40 фресок и знаменитые скульптуры. Впервые мы увидим яркий красочный мир Помпей во всем блеске, его героев - Ахилла, Энея, Геракла...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6328) от 23.11.2018 под заголовком «Конкордия в Римском дворике».
Материалы рубрики
В Петербурге прошел парад ретротранспорта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии