Композитор Константин Хазанович: Новый мир будет создавать новую музыку, а новая музыка — новый мир
В Джаз-клубе Игоря Бутмана прошел конкурс живых саундтреков к немому кино. Киномузыкальная премия Cinema Jazz Awards была вручена ансамблю Константина Хазановича, проиллюстрировавшему классический фильм Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (1922). Константин ХАЗАНОВИЧ ответил на вопросы обозревателя Светланы РУХЛЯ.
ФОТО Виолетты ЯКОВЛЕВОЙ/предоставлено ИП ХАЗАНОВИЧ К. К.
— Константин, как рождался ваш саундтрек? Много времени на это ушло?
— Нужно было понять драматургию и преодолеть разницу в художественных подходах. Ведь прошло больше ста лет после выхода фильма на экран! Сегодня, когда в кадре появляется Носферату, это выглядит смешно, а в те годы вызывало ужас… Все было написано за два с половиной часа. У меня большой опыт написания театральной музыки, но для фильмов я пока что писал всего один раз. Но драматургические законы в кино и театре схожи, только акцент на музыку, на мой взгляд, в кино больше. Поэтому к данной ситуации я подошел так же, как подхожу к любой своей композиторской работе, и почти сразу же родился лейтмотив.
— С немым кинематографом раньше не работали?
— Меня пригласили однажды озвучить фильм Чарли Чаплина в качестве тапера. Проба оказалась удачной: приглашали еще. Думаю, сыграло роль, что с самого детства я играл музыку 1920 – 1930‑х годов. Потом работал в диксиленде под управлением Алексея Канунникова, как кларнетист, и очень любил играть на фортепиано в старом стиле.
— Композиции у кого учились?
— Я много лет не мог признать себя композитором, хотя музыку писал с детства. Мне недавно мама напомнила, что я в 7 лет ездил на гастроли с музыкальной школой и там играл сначала классические произведения, а потом несколько своих. Так что можно сказать, что первый мой концерт авторской музыки был в 7 лет.
— А что помогло признать себя композитором?
— Случился «Евгений Онегин» с Иваном Миневцевым в Челябинском молодежном театре. У судьбы ведь хорошее чувство юмора (улыбается). Я всегда говорил, во‑первых, что я не театральный человек, театр это не мое, я простой джазмен, у которого иногда бывает тяга написать что‑то свое. Во-вторых, композиция — это не мое, и, в‑третьих, невозможно представить, чтобы я когда‑то сидел и писал партитуру для симфонического оркестра. И вот я профессиональный композитор, который пишет симфоническую музыку для театров по всей стране.
Именно после спектакля «Онегин» все радикально изменилось. А в 2022 году я решил написать свой симфонический цикл «Мастер и Маргарита» и пошел учиться композиции у завкафедры композиции петербургской Консерватории Антона Танонова. Так я понял, что композитор — мое истинное призвание. Жизнь ведь часто нас «кружит», чтобы мы не только нашли свое, но поняли, почему это наше. Получилось, что я пришел к композиторству обратным путем, а теперь погружаюсь в истоки, изучая основы.
Играют Чайковского: в Филармонии прошёл концерт, посвящённый юбилейной дате композитора— Над чем сейчас работаете?
— Над музыкой к четырем театральным постановкам. Это опера по дневникам Александры Федоровны Романовой, жены Николая II. Там будет развернутая симфоническая форма. И в процессе работы проявляется как будто новый жанр: я называю его опера-мистерия, где главная задача не в том, чтобы прозвучал запоминающийся мотив, который все будут насвистывать, а в духовном таинстве, которое зритель должен прочувствовать. Мы создаем это вместе с режиссером Александром Легчаковым, написавшим либретто. Наша цель показать метаморфозы личности, то, как человек приходит к формированию внутри себя духовных ценностей. Мы экспериментируем в плане жанра и ищем свой язык.
Параллельно я работаю над драматическим спектаклем в Челябинском молодежном театре. Пишу симфоническую музыку к постановке «Война и мир». Это новая работа с Иваном Миневцевым, с которым мы уже выработали свой стиль, где музыка полноценно вплетается в канву драматического театра, не коверкая его драматургическую основу. Еще одна наша совместная работа, «Мертвые души», готовится к постановке в Омском театре юного зрителя. А для театра в Череповце я пишу мюзикл по сказке «Огниво».
— Как рождается лейтмотив, выражающий главную идею?
— Через образ. Когда слышу, как он насыщается, как он живет, как дышит. Дыхание это рождает ритм, ритм рождает часть фактуры, а потом надо понять, в каком регистре она лучше зазвучит. И всегда это происходит по‑разному. Но всегда главное — это мысль и ощущение.
В своем подходе к написанию музыки я не всегда музыкально иллюстрирую героев, а выражаю что‑то, что существует как бы в виде ореола вокруг персонажа. В этом случае музыка не черты характера подчеркивает, а что‑то большее, судьбоносное, и у зрителя появляется возможность понять и интерпретировать героя и сюжет как‑то по‑своему. Для современного зрителя это важно.
Меня называют неоромантистом. Я действительно неоромантист, но люблю использовать и современные приемы. Некую смесь сонорной музыки, саунд-дизайна и многого другого. В этом рождается мой собственный язык. Я вообще считаю, что в XXI веке мы должны не стремиться обязательно открыть что‑то новое, а находить уникальные сочетания уже открытых элементов. Решать сейчас что‑то в одном-единственном жанре, мне кажется, уже неоправданно. Сегодняшний слушатель и зритель отличается большей наслушанностью и насмотренностью благодаря кинематографу и обильному рынку медиаразвлечений. Поэтому не нужно бояться, что в одном произведении будут совмещены разные жанры. Это хорошо сейчас работает.
— Музыкальное искусство активно развивается, на ваш взгляд?
— Я наблюдаю сейчас ренессанс всей русской культуры. И в плане развития искусства я оптимист. Новый мир будет создавать новую музыку, а новая музыка — новый мир. Мне кажется, что одним из законов нового искусства будет то, что форма в старом понимании будет не так важна. Возможно, появится понятие мультиформы.
Но главная миссия художника все равно остается неизменной уже тысячи лет: не терять своей воли, своей мысли и учиться открывать свое сердце миру.
Читайте также:
Подвиг музыкантов: его совершил летом 1941‑го Государственный духовой оркестр СССР
«Неравенство» Анатолия Королева: в Петербурге состоялась премьера ричеркара для большого оркестра
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (8045) от 28.11.2025 под заголовком «Ренессанс русской культуры».




Комментарии