Колбаса как украшение. В Петропавловской крепости открылась выставка «История ёлки»

Выставка приурочена к 325‑летию указа Петра I «О праздновании Нового года». На основе архивных документов, фотографий и елочных игрушек из фондов Музея истории Петербурга она рассказывает о празднике, который то отменяли, то снова вводили, и он благополучно дожил до наших дней.

Колбаса как украшение. В Петропавловской крепости открылась выставка «История ёлки» | ФОТО Teodor Skrebnev on Unsplash

ФОТО Teodor Skrebnev on Unsplash

В царском указе говорилось, что дома должны украшаться сос­новыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. В ночь с 31 декаб­ря на 1 января россияне должны поздравлять друг друга с Новым годом, на улицах разводить огни из дров, хвороста или соломы, зажигать «огненные потехи» (фейерверки).

На выставке представлена копия указа (оригинал хранится в Российском архиве древних актов), а также гравюры времен императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с изображением фейерверков.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Лешукова, куратор выставки, долгое время елку на Рождество и Новый год украшали только в царских дворцах. Но в 1852 году в здании Екатерингофского увеселительного «воксала», построенного по проекту Огюс­та Монферрана, был устроен первый публичный праздник новогодней елки. Изображения его не сохранились, но эту дату можно считать началом русской новогодней елки.

Почетное место на выставке занимают новогодние открытки второй половины XIX — начала XX века из знаменитой коллекции Николая Тагрина, которая хранится в музее как отдельный фонд. В 1918 году вышел литературный сборник для маленьких детей «Елка» под редак­цией Александра Бенуа и Корнея Чуковского. Он готовился еще до революции и стал первым советским изданием, посвященным празднованию Нового года.

Ленин и Крупская встретили 1919 год в Детской лесной школе, этому событию была посвящена книга Александра Кононова «Елка в Сокольниках». На первых порах коммунистические власти не отменяли новогодний праздник с елкой и даже пропагандировали его. Афиши 1920‑х годов показывают, что продолжались новогодние балы-маскарады.

Но в 1928‑м елку запретили как символ религиозного праздника Рождества. В табель-календаре на 1929 год 1 января еще помечено праздничным днем. Позже, до 1948 года это был рабочий День индустриализации. Но в семьях небольшие елки продолжали тайно украшать. Музей показывает чемодан с самодельными игрушками, принадлежавший ленинградскому бухгалтеру Альберту Петрову. Официальные елки для детей вернулись в 1936 году, и тут же открылись елочные базары. На выставке показано фото базара на Дворцовой площади. «Центральную башню изобилия» — Александровскую колонну — «украшают» большие батоны колбасы. Контрастом к этому снимку служат блокадные фото скромных встреч Нового года в детских домах и фрагменты детского дневника Тани Рудыковской.

Интерьер с елкой в духе телефильма «Ирония судьбы» стал финалом советского канона празднования Нового года. Выставку, которая работает по 2 февраля, сопровождает показ фрагментов из популярных советских мультфильмов и новогодние плакаты 1970‑х годов.

Читайте также:

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»

Театр «Суббота» представил публике спектакль Татьяны Ворониной «Реникса»


#выставка #Петропавловская крепость #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7818) от 22.12.2024 под заголовком «Колбаса как елочное украшение».


Комментарии