Колбаса как украшение. В Петропавловской крепости открылась выставка «История ёлки»
Выставка приурочена к 325‑летию указа Петра I «О праздновании Нового года». На основе архивных документов, фотографий и елочных игрушек из фондов Музея истории Петербурга она рассказывает о празднике, который то отменяли, то снова вводили, и он благополучно дожил до наших дней.
ФОТО Teodor Skrebnev on Unsplash
В царском указе говорилось, что дома должны украшаться сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. В ночь с 31 декабря на 1 января россияне должны поздравлять друг друга с Новым годом, на улицах разводить огни из дров, хвороста или соломы, зажигать «огненные потехи» (фейерверки).
На выставке представлена копия указа (оригинал хранится в Российском архиве древних актов), а также гравюры времен императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с изображением фейерверков.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Татьяна Лешукова, куратор выставки, долгое время елку на Рождество и Новый год украшали только в царских дворцах. Но в 1852 году в здании Екатерингофского увеселительного «воксала», построенного по проекту Огюста Монферрана, был устроен первый публичный праздник новогодней елки. Изображения его не сохранились, но эту дату можно считать началом русской новогодней елки.
Почетное место на выставке занимают новогодние открытки второй половины XIX — начала XX века из знаменитой коллекции Николая Тагрина, которая хранится в музее как отдельный фонд. В 1918 году вышел литературный сборник для маленьких детей «Елка» под редакцией Александра Бенуа и Корнея Чуковского. Он готовился еще до революции и стал первым советским изданием, посвященным празднованию Нового года.
Ленин и Крупская встретили 1919 год в Детской лесной школе, этому событию была посвящена книга Александра Кононова «Елка в Сокольниках». На первых порах коммунистические власти не отменяли новогодний праздник с елкой и даже пропагандировали его. Афиши 1920‑х годов показывают, что продолжались новогодние балы-маскарады.
Но в 1928‑м елку запретили как символ религиозного праздника Рождества. В табель-календаре на 1929 год 1 января еще помечено праздничным днем. Позже, до 1948 года это был рабочий День индустриализации. Но в семьях небольшие елки продолжали тайно украшать. Музей показывает чемодан с самодельными игрушками, принадлежавший ленинградскому бухгалтеру Альберту Петрову. Официальные елки для детей вернулись в 1936 году, и тут же открылись елочные базары. На выставке показано фото базара на Дворцовой площади. «Центральную башню изобилия» — Александровскую колонну — «украшают» большие батоны колбасы. Контрастом к этому снимку служат блокадные фото скромных встреч Нового года в детских домах и фрагменты детского дневника Тани Рудыковской.
Интерьер с елкой в духе телефильма «Ирония судьбы» стал финалом советского канона празднования Нового года. Выставку, которая работает по 2 февраля, сопровождает показ фрагментов из популярных советских мультфильмов и новогодние плакаты 1970‑х годов.
Читайте также:
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих»
Театр «Суббота» представил публике спектакль Татьяны Ворониной «Реникса»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7818) от 22.12.2024 под заголовком «Колбаса как елочное украшение».
Комментарии