Когда тело - защита для души

В Петербурге завершился XIX фестиваль современного танца Open Look. В этом году к нам приехали знаменитые коллективы из Бельгии, Венгрии, Израиля, США и других стран. По традиции, прошла серия показов работ российских хореографов по программе Russian Look.

Когда тело - защита для души | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Во второй половине XX века танцевальное искусство стало злободневным и балет перестал быть райским островком красоты и традиции, каковым оставался до Второй мировой войны. Современный танец полностью преодолел жанровые границы и разрушил все запреты. Искусство танца больше не совокупность виртуозной техники и романтичной истории, но форма художественного высказывания о том, что волнует.

Спектакль Вима Вандекейбуса «Мокьюментари на современного спасителя» был показан в театре-фестивале «Балтийский дом». Постановки этого бельгийского хореографа почти всегда развенчивают мифы, они безжалостны к человеку и особенно к массовой культуре, во многом состоящей из предрассудков и ложных ценностей. Петербургские зрители увидели один из самых смелых его спектаклей, в нем хореограф рассуждает о том, какого Спасителя ждут современники. Способны ли мы принять добро и милосердие как абсолютную истину? Он делает вывод: мир исцелит ребенок. Именно мальчик выступает в роли Мессии. Похоже, что в финале спектакля хореограф оставил нам робкую надежду: вдруг мы сумеем стать как дети? И больше не будет страха, только любовь.

Компания «Ультима Вез», основанная Вимом Вандекейбусом, - это европейский театр, в котором происходит смешение культур и наций, не существует границ между нормой и патологией, где каждый актер играет самого себя. В таком театре нет вымышленных персонажей, выученных ролей, но есть попытка посредством искусства заставить человека что-то переосмыслить в своей жизни. Страшновато было пошевелиться, наблюдая за движениями слепого танцовщика Саида Гарби. В спектакле задействованы и танцовщики, и цирковые артисты, звезды театра из Бельгии и США, в совершенстве владеющий техниками восточных единоборств Йун Лиу из Тайваня и Мария Колегова из Екатеринбурга. На протяжении спектакля, представляющего собой вполне типичный для современной культуры синтез искусств, отчетливо ощущалась неизбежность трагедии. Но мир спасла слезинка ребенка.

В рамках фестиваля показали киноверсию нашумевшего спектакля «Здесь и Потом», созданного в 2005 году для Авиньонского фестиваля. Вим Вандекейбус и тогда, более десяти лет назад, сочинил эпос нашего времени, используя библейские мотивы. В пейзажах каменоломни разворачивается история тирана. Седовласый старик явно выбивался из строя идеально сложенных танцовщиков. Хореограф выбрал страшный сюжет для разговора о пределах человеческой жестокости, которые с появлением в XX веке массового террора перестали существовать. Вандекейбус сказал, что спектакль «Здесь и Потом» - его протест против этого зла.

Разговор о феномене бельгийского современного танца коснулся и столичной труппы «Балет Москва», которая привезла в Петербург постановку «Все пути ведут на Север» хореографа Карин Понтьес. Ее совместная работа с московскими танцовщиками в этом году была отмечена национальной премией «Золотая маска». Метод Карин довольно простой: она полностью доверилась артистам и позволила им самим найти подходящую форму для исповеди перед зрителем. Она выступила лишь в роли наставника, указавшего направление, но не сам путь. В спектакле главное - искренность чувств, взрывы эмоций. Хореографические комбинации выполнены так виртуозно, что казалось: эти семь мужчин могут все - от классических вариаций до акробатических трюков и элементов брейк-данса. Но за их силой таилось что-то хрупкое вроде тонкой ниточки, которая оборвется - и упадешь в пропасть. А где твои крылья? Только в танце возможен полет.

Второй звездой европейской танцевальной сцены, посетившей наш город, был Жозеф Надж. Он приехал в Петербург вместе с соавтором своего спектакля знаменитой исполнительницей на контрабасе Жоэль Леандер. Они представили на Новой сцене Александринского театра мировую премьеру спектакля «Пензум», где сами сыграли главные роли - венгерского поэта Йозефа Аттилы (1905 - 1937) и его психоаналитика. Спектакль представляет собой попытку врача проникнуть в больное сознание своего пациента. Но я увидела здесь попытку женщины понять мужчину. Маски на лицах помещают действие в безличное пространство ритуала (на снимке).

Хореограф размышляет о последних годах жизни Атиллы. Почему он покончил с собой? Из догадок и предположений складывается легенда, тот самый миф, который есть основа любой национальной культуры. И Жозеф Надж танцует миф.

Взаимодействию художника и хореографа был посвящен спектакль «Тела» израильского хореографа Шарон Вазанна. Ее дуэт с художником Томером Сапиром - это соединение двух искусств с помощью человеческого тела. Танец как бы делает подвижным, осязаемым абстрактный рисунок, созданный художником. Спектакль «Тела» при первом просмотре показался таким ясным и понятным. Танцовщики, покрытые цветной глиной, как защитной оболочкой, хотели нам поведать, что тело - прежде всего защита для души.

И все равно человек подсознательно стремится к тому, чтобы сбросить этот кокон и стать самим собой.

#фестиваль #Open Look #танец

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?