Когда тело - защита для души

В Петербурге завершился XIX фестиваль современного танца Open Look. В этом году к нам приехали знаменитые коллективы из Бельгии, Венгрии, Израиля, США и других стран. По традиции, прошла серия показов работ российских хореографов по программе Russian Look.

Когда тело - защита для души | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Во второй половине XX века танцевальное искусство стало злободневным и балет перестал быть райским островком красоты и традиции, каковым оставался до Второй мировой войны. Современный танец полностью преодолел жанровые границы и разрушил все запреты. Искусство танца больше не совокупность виртуозной техники и романтичной истории, но форма художественного высказывания о том, что волнует.

Спектакль Вима Вандекейбуса «Мокьюментари на современного спасителя» был показан в театре-фестивале «Балтийский дом». Постановки этого бельгийского хореографа почти всегда развенчивают мифы, они безжалостны к человеку и особенно к массовой культуре, во многом состоящей из предрассудков и ложных ценностей. Петербургские зрители увидели один из самых смелых его спектаклей, в нем хореограф рассуждает о том, какого Спасителя ждут современники. Способны ли мы принять добро и милосердие как абсолютную истину? Он делает вывод: мир исцелит ребенок. Именно мальчик выступает в роли Мессии. Похоже, что в финале спектакля хореограф оставил нам робкую надежду: вдруг мы сумеем стать как дети? И больше не будет страха, только любовь.

Компания «Ультима Вез», основанная Вимом Вандекейбусом, - это европейский театр, в котором происходит смешение культур и наций, не существует границ между нормой и патологией, где каждый актер играет самого себя. В таком театре нет вымышленных персонажей, выученных ролей, но есть попытка посредством искусства заставить человека что-то переосмыслить в своей жизни. Страшновато было пошевелиться, наблюдая за движениями слепого танцовщика Саида Гарби. В спектакле задействованы и танцовщики, и цирковые артисты, звезды театра из Бельгии и США, в совершенстве владеющий техниками восточных единоборств Йун Лиу из Тайваня и Мария Колегова из Екатеринбурга. На протяжении спектакля, представляющего собой вполне типичный для современной культуры синтез искусств, отчетливо ощущалась неизбежность трагедии. Но мир спасла слезинка ребенка.

В рамках фестиваля показали киноверсию нашумевшего спектакля «Здесь и Потом», созданного в 2005 году для Авиньонского фестиваля. Вим Вандекейбус и тогда, более десяти лет назад, сочинил эпос нашего времени, используя библейские мотивы. В пейзажах каменоломни разворачивается история тирана. Седовласый старик явно выбивался из строя идеально сложенных танцовщиков. Хореограф выбрал страшный сюжет для разговора о пределах человеческой жестокости, которые с появлением в XX веке массового террора перестали существовать. Вандекейбус сказал, что спектакль «Здесь и Потом» - его протест против этого зла.

Разговор о феномене бельгийского современного танца коснулся и столичной труппы «Балет Москва», которая привезла в Петербург постановку «Все пути ведут на Север» хореографа Карин Понтьес. Ее совместная работа с московскими танцовщиками в этом году была отмечена национальной премией «Золотая маска». Метод Карин довольно простой: она полностью доверилась артистам и позволила им самим найти подходящую форму для исповеди перед зрителем. Она выступила лишь в роли наставника, указавшего направление, но не сам путь. В спектакле главное - искренность чувств, взрывы эмоций. Хореографические комбинации выполнены так виртуозно, что казалось: эти семь мужчин могут все - от классических вариаций до акробатических трюков и элементов брейк-данса. Но за их силой таилось что-то хрупкое вроде тонкой ниточки, которая оборвется - и упадешь в пропасть. А где твои крылья? Только в танце возможен полет.

Второй звездой европейской танцевальной сцены, посетившей наш город, был Жозеф Надж. Он приехал в Петербург вместе с соавтором своего спектакля знаменитой исполнительницей на контрабасе Жоэль Леандер. Они представили на Новой сцене Александринского театра мировую премьеру спектакля «Пензум», где сами сыграли главные роли - венгерского поэта Йозефа Аттилы (1905 - 1937) и его психоаналитика. Спектакль представляет собой попытку врача проникнуть в больное сознание своего пациента. Но я увидела здесь попытку женщины понять мужчину. Маски на лицах помещают действие в безличное пространство ритуала (на снимке).

Хореограф размышляет о последних годах жизни Атиллы. Почему он покончил с собой? Из догадок и предположений складывается легенда, тот самый миф, который есть основа любой национальной культуры. И Жозеф Надж танцует миф.

Взаимодействию художника и хореографа был посвящен спектакль «Тела» израильского хореографа Шарон Вазанна. Ее дуэт с художником Томером Сапиром - это соединение двух искусств с помощью человеческого тела. Танец как бы делает подвижным, осязаемым абстрактный рисунок, созданный художником. Спектакль «Тела» при первом просмотре показался таким ясным и понятным. Танцовщики, покрытые цветной глиной, как защитной оболочкой, хотели нам поведать, что тело - прежде всего защита для души.

И все равно человек подсознательно стремится к тому, чтобы сбросить этот кокон и стать самим собой.

#фестиваль #Open Look #танец

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...