Когда тело - защита для души

В Петербурге завершился XIX фестиваль современного танца Open Look. В этом году к нам приехали знаменитые коллективы из Бельгии, Венгрии, Израиля, США и других стран. По традиции, прошла серия показов работ российских хореографов по программе Russian Look.

Когда тело - защита для души | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Во второй половине XX века танцевальное искусство стало злободневным и балет перестал быть райским островком красоты и традиции, каковым оставался до Второй мировой войны. Современный танец полностью преодолел жанровые границы и разрушил все запреты. Искусство танца больше не совокупность виртуозной техники и романтичной истории, но форма художественного высказывания о том, что волнует.

Спектакль Вима Вандекейбуса «Мокьюментари на современного спасителя» был показан в театре-фестивале «Балтийский дом». Постановки этого бельгийского хореографа почти всегда развенчивают мифы, они безжалостны к человеку и особенно к массовой культуре, во многом состоящей из предрассудков и ложных ценностей. Петербургские зрители увидели один из самых смелых его спектаклей, в нем хореограф рассуждает о том, какого Спасителя ждут современники. Способны ли мы принять добро и милосердие как абсолютную истину? Он делает вывод: мир исцелит ребенок. Именно мальчик выступает в роли Мессии. Похоже, что в финале спектакля хореограф оставил нам робкую надежду: вдруг мы сумеем стать как дети? И больше не будет страха, только любовь.

Компания «Ультима Вез», основанная Вимом Вандекейбусом, - это европейский театр, в котором происходит смешение культур и наций, не существует границ между нормой и патологией, где каждый актер играет самого себя. В таком театре нет вымышленных персонажей, выученных ролей, но есть попытка посредством искусства заставить человека что-то переосмыслить в своей жизни. Страшновато было пошевелиться, наблюдая за движениями слепого танцовщика Саида Гарби. В спектакле задействованы и танцовщики, и цирковые артисты, звезды театра из Бельгии и США, в совершенстве владеющий техниками восточных единоборств Йун Лиу из Тайваня и Мария Колегова из Екатеринбурга. На протяжении спектакля, представляющего собой вполне типичный для современной культуры синтез искусств, отчетливо ощущалась неизбежность трагедии. Но мир спасла слезинка ребенка.

В рамках фестиваля показали киноверсию нашумевшего спектакля «Здесь и Потом», созданного в 2005 году для Авиньонского фестиваля. Вим Вандекейбус и тогда, более десяти лет назад, сочинил эпос нашего времени, используя библейские мотивы. В пейзажах каменоломни разворачивается история тирана. Седовласый старик явно выбивался из строя идеально сложенных танцовщиков. Хореограф выбрал страшный сюжет для разговора о пределах человеческой жестокости, которые с появлением в XX веке массового террора перестали существовать. Вандекейбус сказал, что спектакль «Здесь и Потом» - его протест против этого зла.

Разговор о феномене бельгийского современного танца коснулся и столичной труппы «Балет Москва», которая привезла в Петербург постановку «Все пути ведут на Север» хореографа Карин Понтьес. Ее совместная работа с московскими танцовщиками в этом году была отмечена национальной премией «Золотая маска». Метод Карин довольно простой: она полностью доверилась артистам и позволила им самим найти подходящую форму для исповеди перед зрителем. Она выступила лишь в роли наставника, указавшего направление, но не сам путь. В спектакле главное - искренность чувств, взрывы эмоций. Хореографические комбинации выполнены так виртуозно, что казалось: эти семь мужчин могут все - от классических вариаций до акробатических трюков и элементов брейк-данса. Но за их силой таилось что-то хрупкое вроде тонкой ниточки, которая оборвется - и упадешь в пропасть. А где твои крылья? Только в танце возможен полет.

Второй звездой европейской танцевальной сцены, посетившей наш город, был Жозеф Надж. Он приехал в Петербург вместе с соавтором своего спектакля знаменитой исполнительницей на контрабасе Жоэль Леандер. Они представили на Новой сцене Александринского театра мировую премьеру спектакля «Пензум», где сами сыграли главные роли - венгерского поэта Йозефа Аттилы (1905 - 1937) и его психоаналитика. Спектакль представляет собой попытку врача проникнуть в больное сознание своего пациента. Но я увидела здесь попытку женщины понять мужчину. Маски на лицах помещают действие в безличное пространство ритуала (на снимке).

Хореограф размышляет о последних годах жизни Атиллы. Почему он покончил с собой? Из догадок и предположений складывается легенда, тот самый миф, который есть основа любой национальной культуры. И Жозеф Надж танцует миф.

Взаимодействию художника и хореографа был посвящен спектакль «Тела» израильского хореографа Шарон Вазанна. Ее дуэт с художником Томером Сапиром - это соединение двух искусств с помощью человеческого тела. Танец как бы делает подвижным, осязаемым абстрактный рисунок, созданный художником. Спектакль «Тела» при первом просмотре показался таким ясным и понятным. Танцовщики, покрытые цветной глиной, как защитной оболочкой, хотели нам поведать, что тело - прежде всего защита для души.

И все равно человек подсознательно стремится к тому, чтобы сбросить этот кокон и стать самим собой.

#фестиваль #Open Look #танец

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.