Когда театр идет на дно

Вчера в Петербурге стартовал II летний фестиваль искусств «Точка доступа». Основная идея фестиваля с прошлого года не изменилась – вывести театр из академических залов в открытое городское пространство или в места, для театральных представлений не приспособленные.

Когда театр идет на дно | Спектакль «Кентерберрийские рассказы». ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Спектакль «Кентерберрийские рассказы». ФОТО Виктора ВАСИЛЬЕВА

Если первый фестиваль был устремлен на окраины – зрители бродили по Удельному парку и строительному магазину в «спальном» районе, то на этот раз в фокусе внимания – исторический центр. Программа разделена на три части: театр, паблик-арт и кино.

С 24 июля по 7 августа будет показано пять спектаклей основной программы и столько же параллельной. Начнется фестиваль с двух главных премьер. Спектакль «Сталкеры», посвященный фильму Андрея Тарковского, в течение недели будут разыгрывать в Петрикирхе на Невском, 22 – 24, точнее, в катакомбах церкви, где находится чаша бассейна, располагавшегося здесь в советское время. Авторы замысла — Александр Машанов, Борис Павлович и Женя Анисимов, они же режиссеры и актеры – заказали текст трем драматургам. Каждый прописал сольную партию одного из героев: Мария Зеленская ответственна за Сталкера, Алексей Слюсарчук – за Писателя, а Максим Курочкин – за Профессора.

Первую в России постановку пьесы Бертольда Брехта «Разговоры беженцев» можно будет ежедневно видеть в здании Финляндского вокзала также целую неделю. Постановку осуществил Константин Учитель. Обладатели билетов окажутся в толпе пассажиров, но только им будет ведомо, где среди окружающей суматохи творится искусство и кто среди снующих туда-сюда людей – герои спектакля Циффель и Калле. Зрители получат специальную аппаратуру, которая позволит им следить за двумя беженцами времен Второй мировой войны в исполнении Максима Фомина и Сергея Волкова, слышать их диалоги и, может быть, стать участниками действия.

27 июля один раз во дворе Феодоровского собора (Миргородская ул., 1B, литера А) пройдет очередной показ широко обсуждаемого проекта «НеПрикасаемые». Петербургские артисты под руководством режиссера Михаила Патласова полгода общались с бездомными. Было записано девяносто интервью. Каждый спектакль проходит в новом месте, состоит из новых историй и знакомит публику с новыми персонажами «петербургского дна». Вместе с артистами выступают сами бездомные. Как сказала участница проекта артистка Александринского театра: «Главное, что происходит приятие другого человека, которого мы не знаем».

Сегодня у режиссеров и зрителей большой интерес вызывает такой вид театрального жанра, как «спектакль-променад». Театралы обеих столиц познакомились с подобной формой вовлечения зрителей в игру благодаря спектаклям «Remote Петербург» и «Remote Москва» немецкой труппы Rimini Protokoll. Фестиваль «Точка доступа» не мог обойти стороной новое увлечение зрителей. Режиссер Семен Александровский создал спектакль «Другой город». Да, это будет прогулка по родным просторам: от пересечения улицы Белинского и набережной Фонтанки до Невы, вокруг Летнего сада и обратно. В наушниках, которые выдадут в обмен на билеты, будут звучать голоса других городов – Парижа, Венеции и Амстердама. Весной Семен Александровский съездил в путешествие по этим городам, стоящим, так же как Петербург, на воде. С помощью бинауральных микрофонов он записал звуки, сопровождавшие его прогулки. Зрителю придется выбрать, в атмосферу какого города он хочет погрузиться, шагая по петербургскому граниту. Владельцы смартфонов с выходом в Интернет смогут увидеть видео и фотографии. Задумка режиссера – показать, как условны любые границы и расстояния. «Поэтому мы должны принять на себя ответственность за весь мир», – уверенно сказал Семен Александровский.

На закрытии фестиваля 7 августа петербуржцы увидят спектакль «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» по поэме Максимилиана Волошина. В Архангельском молодежном театре эту уличную феерию поставил один из самых известных сегодня режиссеров Максим Диденко. Зрелищное шествие, объединившее драму, вокал, танец, пантомиму, должно состояться близ мыса Ниеншанц, на Свердловской набережной. До места назначения зрителей доставит кораблик, отплывающий от Эрмитажа.

В параллельную программу нынешнего фестиваля включен спектакль «Zeмля One», который подготовили учащиеся «Школы документального театра». В залах Центрального музея связи им. А. С. Попова они расскажут об истории развития почты, телеграфа и телефонии.

Среди прочих проектов off-программы: моноспектакль Александра Савчука «Гамлет. Гаджет» в салоне сотовой связи; что-то любопытное под названием «Лиговский проспект» о том, как существует искусство в помещении бизнес-центра (на примере временно переехавшего Центра современного искусства Сергея Курехина будут рассуждать Алина Шклярская и Данил Вачегин); Этюд-театр проведет зрителей по окрестностям Автова, следуя маршруту спектакля «Четырнадцать плюс», и, наконец, Павел Семченко и участники фестиваля «Дореволюция» покажут в саду Лесотехнической академии перформанс «Место – действие».

Помимо театра все горожане смогут посетить несколько выставок. В отличие от театра изобразительное искусство давно обжилось в общественных пространствах, впрочем, появление арт-объектов на улицах, в садах, парках все еще удивляет прохожих. На время фестиваля художники поработали в саду Академии художеств и саду Музея Анны Ахматовой, в Политехническом парке, на улице Рубинштейна и в книжном магазине на ул. Пестеля, 23. Куратор – Елизавета Шагина.

Что касается кинопоказов, они запланированы в ночные часы на крышах MOD (наб. канала Грибоедова, 7) и Hi-Hat (Аптекарский пр., 4). Подборку короткометражек на социально важные темы, а также экспериментальных фильмов сделали Анна Соловьева и Юлия Солнцева.

Подробности на сайте фестиваля tochkadostupa.spb.ru



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (5750) от 25.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.