Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения

На сцене БКЗ «Октябрьский» состоялись премьерные показы волшебного балета «Сказка о рыбаке и рыбке».

Танцуют рыбаки и рыбки. Балет по сказке Пушкина воссоздан после 35 лет забвения | Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Игорь Колб (Старик) и Евгения Штанева (Старуха) в сцене из спектакля. ФОТО Стаса ЛЕВШИНА

Балет по мотивам всем хорошо известной истории воссоздан заново спустя 35 лет забвения с момента первой постановки и посвящен празднованию 220-летней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина.

Автором хореографии выступила Ирина Сафонова, режиссер-постановщик спектакля - солист ансамбля Игоря Моисеева заслуженный артист России Николай Андросов.

Ирина Сафонова - прямая наследница многовековых традиций петербургской классической балетной школы, одна из последних учениц А. Я. Вагановой и артистка Кировского театра эпохи Юрия Григоровича. Она уже многие годы занимается художественным руководством Театра детского балета и постановкой спектаклей в собственной оригинальной хореографии, в их числе «Сказка о рыбаке и рыбке».

Партитура к балету написана учеником Дмитрия Шостаковича баянистом, композитором и дирижером Владимиром Бояшовым. И задумана не для симфонического оркестра, как это, по обыкновению, принято в музыкальном театре, а для оркестра народных инструментов. Убедиться в масштабности задумки зрители смогли в самом начале спектакля во время увертюры, когда Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева, «вырастая» из оркестровой ямы, показал разнообразие народных инструментов и настроил зрителей на предстоящую сказку.

На сцене чередовались семь контрастных картин, воплощающих два мира: то фольклорно-лубочный - старика со старухой, то сказочно-фантастический - обитателей подводного царства. Миры отличались не только колоритом и антуражем, но главное - хореографическим решением. Если первый мир был представлен в народно-характерной пластике, моментами отсылающей к гротеску, знакомому зрителям балетов Якобсона, то второй мир - чистым классическим танцем на пуантах в строгих композиционных рисунках.

Удачей постановщика стали запоминающиеся пластические лейтмотивы главных героев сказки: Золотая рыбка (Олеся Гапиенко) была легка, Старик (Игорь Колб) отличался живой, выразительной пантомимной игрой, и Евгения Штанева в партии Старухи энергично и точно передавала жадность и сумасбродство героини.

Единственной недосказанностью стала партия Владыки океана, морского царя из первого акта балета, предназначенная специально для Ивана Васильева. За день до премьеры танцовщик получил травму, и зрители остались без любимого артиста. Поэтому очаровательные жемчужинки из Михайловского и Большого театров (Сабина Яппарова и Виктория Литвинова) исполняли лишь фрагмент из задуманного pas de trois «Океан и жемчужины». Постановщиком хореографии был сам Иван Васильев. Сочиненный задолго до премьеры балета номер с успехом был показан в спектакле «Бал сказок» в Государственном Кремлевском дворце.

Сценарий балета практически точно соотносился с литературным первоисточником, за исключением некоторых сюжетных дополнений, которые не только не нарушили ход хореографического повествования, но даже усилили акценты и добавили красочности. Среди таких добавлений выделялся концертный дивертисмент разных народов, приглашенных на пир к Старухе во втором акте. К тому моменту она стала вольной царицей. В дивертисменте принимали участие звезды отечественного балета.

Европейских гостей исполняли Марат Шемиунов с Ириной Перрен. Они разыгрывали танцевальную сценку мастера и заводной куклы, отсылая зрителей то к «Щелкунчику», то к балету «Коппелия».

Затем в окружении четырех храмовых танцовщиц появлялся индийский гость в исполнении Фаруха Рузиматова. Оркестр на время затихал. Под аккомпанемент индийских музыкантов, располагавшихся в углу сцены с аутентичными инструментами (ситар, канджира, бансури и других), заморский гость своей звериной, томной, экзотичной пластикой увлекал капризную царицу. Она хоть и осталась непреклонна, но зритель был однозначно покорен.

Смена хореографических картин сопровождалась сменой анимированных мультимедийных декораций, и зритель перемещался от избушки у берега моря в царские покои, качался на волнах, погружался в морские глубины.

Для балета было специально создано более 180 костюмов, расшитых вручную блестящими камнями и разноцветными пайетками.

Финал балета венчался пушкинской моралью. Продолжая жить и радоваться тому, что у них уже есть, герои сказки закружились в общем заключительном танце.

Читайте также о вечерах американской хореографии.

#балет #БКЗ «Октябрьский» #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (6414) от 04.04.2019 под заголовком «Когда танцуют рыбаки и рыбки».


Комментарии