«Мещан» Горького представили на сцене Театра на Васильевском

В Театре на Васильевском режиссер Владимир Туманов поставил «Мещан» Горького. «Жизнь ломает людей без шума, без криков... без слез... незаметно», - говорится в пьесе. Но на сцене восклицают, кричат, орут - порой на самом высоком forte. Напрасно: никто никому не поможет, оскудения любви не превозмочь.

«Мещан» Горького представили на сцене Театра на Васильевском | Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Татьяна (Екатерина Рябова), Акулина Ивановна (Надежда Живодерова), Василий Васильевич (Юрий Ицков), Петр (Арсений Мыцык). ФОТО Анны Горбань предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Татьяна (Екатерина Рябова), Акулина Ивановна (Надежда Живодерова), Василий Васильевич (Юрий Ицков), Петр (Арсений Мыцык). ФОТО Анны Горбань предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Первая премьера юбилейного, тридцатого, сезона этого театра относится к разряду чрезвычайно сложных. Во-первых, это Горький, очень непопулярный нынче автор. Население, даже читающее, почти полностью оставило его в прошлом вместе со школьным курсом по литературе. Во-вторых, сама пьеса не самое сильное произведение писателя, особенно с позиции нового времени, предпочитающего яркость и «клиповость». Наконец, то самое новое время само по себе - ну что может быть актуального в пьесе с реалиями начала прошлого века на фоне современных театральных провокаций и фильмов, снятых на камеру мобильного телефона?

Туманову - удалось. И подобрать роскошный актерский состав, и расшевелить зрителей, и, в конце концов, доказать, что «Мещане» сейчас актуальны как мало когда ранее.

К понятию мещанства намертво приклеилась негативная коннотация, и это до сих пор играет злую шутку с теми, кто в свое время хотя бы поверхностно пробежался по тексту пьесы. Ведь, по сути, мещанами были наши родители, ими остаемся и мы, нынешние горожане. Мещанами, скорее всего, будут и наши дети. «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей... от которого государство много добра ожидает». Это определение, данное Екатериной II в 1767 году, вряд ли так уж устарело.

Никакого добра не следует ожидать от семейства Бессеменовых - ни государству, ни обществу, ни самим членам этой зажиточной семьи. Глава семейства Василий Васильевич (Юрий Ицков) живет своей правдой, еще вчера казавшейся незыблемой. Но куда-то делись уважение, понимание и любовь детей. Почтенная Акулина Ивановна (Надежда Живодерова) в отличие от мужа обижается не так сильно. Ей легче: понимает меньше, да и истовая вера держаться помогает.

И дети не менее несчастливы, чем родители. Картину дополняют персонажи, готовые заострить действие и при случае дидактично резюмировать ситуацию, сказать «правильные» слова. Это торговец певчими птицами Перчихин - сам с «кукушечкой» в голове, и нахлебник семейства певчий Тетерев - типичный представитель плеяды «лишних людей».

По счастью, от горьковского дидактизма в спектакле не остается и следа. Перед зрителем - живые люди. Каждый со своей правдой и с собственными трагическими несовпадениями. Из атрибутов мещанства - большой абажур над обширным семейным столом да лимонное дерево в кадушке. В это камерное пространство режиссер запускает множество страстей и заставляет их подниматься до шекспировского уровня. Никто не хочет и, пожалуй, не в состоянии услышать другого.

Даже романсы в спектакле звучат исступленно. Все это, конечно, картины более чем вековой давности. Но атмосфера глубокого нравственного дискомфорта и взаимной нелюбви никуда не делась и сегодня. Более того - она усугубилась, так как время идет все быстрее и жизнь не успевает за ним. Первое компьютерно-мобильное поколение, отринувшее наследие тех, кто вырос вне пределов цифровой революции, уже само прогибается под напором собственных детей, которые не мыслят себя без Интернета в кармане. Думается, эта аналогия имеет и обратную силу. Имей персонажи «Мещан» по смартфону, они бы перегрызли друг другу горло в соцсетях уже к концу первого действия.

Вопрос об исходе остается открытым - если ответ вообще существует. За возможность задуматься о главном нужно поблагодарить как режиссера, так и актеров. Екатерина Рябова представила идеальную Татьяну - чисто по-горьковски издерганную и несчастную. За комические штрихи нужно сказать спасибо Оксане Кудлай, вышедшей на сцену в образе кухарки Степаниды. Надежда Живодерова в роли Акулины Ивановны внесла в спектакль ноту драматургии Островского.

Говоря о премьере в Театре на Васильевском, невозможно не вспомнить об одном из лучших спектаклей товстоноговского БДТ. После тех знаменитых «Мещан» с Лебедевым, Призван-Соколовой, Поповой, Лавровым, Рецептером и другими звездами труппы в нашем городе никто не ставил пьесу целых 52 года. Сам Георгий Товстоногов признавался, что толчок к «Мещанам» он получил от абсурдистского театра, предметом которого становится бессмысленность - та же, что определяет и бытие семейства Бессеменовых. Старик в попытках спасти свой мир цепляется за вещи. «У Горького шкаф - символ страшной жизни», - писал Товстоногов. И в новых «Мещанах» стоит резной монументальный красавец, смахивающий на массивное надгробие.

Туманов далеко не во всем наследует Товстоногову. «Я искал во всем спектакле сочетания трагического и пошлого. Если бы мне нужно было найти жанровое определение спектакля, я затруднился бы это сделать. Но стиль его я определил бы несуществующим словом - трагипошлость», - писал руководитель БДТ.

Пошлое мещанство в новом спектакле зритель вряд ли увидит. А вот трагедии - хоть отбавляй. Стержень постановки держит Юрий Ицков. Его Василий Бессеменов - просто эпичная фигура. Все в прошлом, ничего в будущем, а сегодня на сцене падает мертвенный белый снег. Этой мизансценой заканчивается спектакль. Щемит сердце.

#театр #спектакль #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6346) от 19.12.2018 под заголовком «Когда сердце щемит».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...