Когда гром грянул

Здесь разворачивается совсем не праздничная новогодняя история. В конце года состоялось внеочередное (некоторые даже говорили: чрезвычайное) общее собрание, открывая которое председатель организации кинорежиссер Сергей Снежкин заявил: «Союз разорен, ограблен, унижен и оболган».

Когда гром грянул | ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer Gregory/shutterstock.com

По словам Снежкина, в результате действий предыдущего руководства, возглавлявшегося Дмитрием Месхиевым, общественная организация, которой является Союз кинематографистов Санкт-Петербурга, находится в предбанкротном состоянии.

По требованию кредиторов «арестовано» имущество союза – Дом кино (Большой зал которого находится в аварийном состоянии) и дом творчества «Репино» (который тоже не функционирует). Из выступления аудитора присутствующие узнали, что ни по одному из пунктов аудита «нет положительного решения». Документы оформлялись неправильно или не оформлялись вовсе, отсутствует смета, по которой работают все некоммерческие организации, не было контроля поступающих средств и их расходов. На союзе висят огромные долги, причем, по словам аудитора, большей частью это «искусственно созданная задолженность», решения принимались не коллегиально, а единолично...

Обвиняемый во всех этих и других грехах Дмитрий Месхиев на собрании не присутствовал, но его письмо собранию прочитал артист Андрей Носков. Обвинений экс-председатель не признает и считает, что происходящее инициировано теми силами, которые якобы хотят лишить петербургскую организацию самостоятельности и полностью передать ее под контроль СК России во главе с Никитой Михалковым. Эта теория заговора выглядела особенно странно, поскольку петербургской организации СК РФ терять уже практически нечего и «самостоятельность» до добра ее не довела.

В случившемся предстоит разбираться компетентным органам, а к спасению нашего союза подключились и руководство города, и руководство СК России. В состав правления вошли руководители петербургских студий и другие профессионалы, у которых есть юридические и экономические возможности повлиять на происходящее.

Мы попросили некоторых членов союза поделиться соображениями о том, как переломить ситуацию.


Михаил КУРАЕВ, писатель и кинодраматург, лауреат Государственной премии:

– То, что я услышал на собрании, – огорошивающая информация. Верить не хочется, не верить трудно. Конкретных цифр в выступлении аудитора было мало, во все это нужно погружаться, многое непонятно, и вопросы у меня остались. Выступавшие говорили правильные вещи, хотя все, что теперь стало явным, происходило у них на глазах. Но расследованием должны заниматься полиция и прокуратура. Понятно одно: нынешний кризис так называемых творческих союзов – вещь очевидная. С ними считались раньше, когда творческие люди имели авторитет. А сегодня считаются только с деньгами. Однако в союзах денег нет, а есть только какая-то собственность, недвижимость. Вокруг нее и разворачиваются битвы. И в Союзе писателей происходит примерно то же самое. Вопросы творчества в творческих союзах больше не обсуждаются, волнуют людей только вопросы собственности. Между тем есть назревшие творческие проблемы. Главная для Союза кинематографистов – кадры, так называемое среднее звено. Кинопроизводству нужны монтажеры, осветители, декораторы... Нужны люди экзотических профессий, например, шорники или специалисты, которые разбираются в каретах. Такие профессии сегодня передаются только из рук в руки, и вокруг союза могли бы возникнуть профессиональные центры, где мастера передавали бы молодым людям свой уникальный опыт.


Андрей СИГЛЕ, продюсер, кинокомпозитор:

– Для меня Союз кинематографистов – организация по большому счету мифологическая. Чем он занимается, в чем состоит его программа – сегодня совершенно непонятно. Ясно, что он в первую очередь

должен быть профсоюзом деятелей кино, защищать интересы действующих членов и ветеранов, формируя свое мнение и по поводу кинематографии, и по ситуации в стране в целом. Но с приходом в руководство Дмитрия Месхиева почему-то подобные идеи заглохли, зато появились другие. В планах реконструкции Дома кино вдруг оказались нарисованы семь точек общепита, ресторан на крыше – предполагалась чудовищная переориентация здания в коммерческое заведение. Тогда я потерял интерес к деятельности союза.

Я не пытаюсь кого-то обвинять персонально, потому что у меня нет фактов. Но, к сожалению, похоже на то, что везде, где появляется Дмитрий Дмитриевич, возникают вопросы, связанные с финансами, какие-то смутные намеки. И от всего этого остается очень неприятный осадок. Рокировка, которая была сделана в руководстве петербургского СК с приходом Снежкина, казалось, возникла по договоренности с прежним председателем. Но между бывшим и нынешним председателями СК произошел какой-то разлад – и наружу вылезла эта некрасивая история.

О масштабах финансовых претензий говорить не приходится: та документация, с которой я ознакомился, – это смешные цифры. Дом кино банкротится из-за каких-то четырех-пяти миллионов рублей?! Для многоэтажного объекта в центре города это несерьезная сумма. За этим можно усмотреть намеренные действия по банкротству этого здания. Непонятно, что происходит с нашим домом творчества – а ведь это всегда было востребованное место среди кинематографистов, они с удовольствием его посещали.

За всем, что происходит, стоят не очень красивые имущественно-финансовые отношения. Это печально. Ведь по большому счету основное предназначение СК обратное: не обездоливать людей, не отнимать у них последнее, а наоборот, давать им возможность совместно существовать, общаться, чувствовать поддержку друг друга. И это не проблемы организации, это персональные проблемы руководства.

Не стоит уповать на то, что все рассосется. Надо иметь четкий план действий. В руководство должны прийти люди, которые понимают, что такое хозяйство, что такое финансовая ответственность.

Самое неправильное в этой ситуации – это кого-то обвинять, не имея точных данных. Нет пока никакого официального обвинения, кроме каких-то унизительных подозрений. С другой стороны, я не понимаю, как можно возглавлять что-то, занимать ответственные посты, когда вокруг тебя сплошные скандалы. Это же вопрос репутации. А для деятеля культуры вопрос репутации – первостепенный. Мне кажется, что на все эти вопросы должен ответить сам Дмитрий Месхиев. И если подозрения имеют реальные основания, то вопросы не должны остаться висеть в воздухе, а должны быть оформлены нынешним руководителем СК Сергеем Снежкиным в виде обращения в соответствующие органы. Надо прояснить ситуацию до конца. А если окажется, что оснований для претензий нет – надо извиниться перед человеком. Слухи в любом случае должны быть прекращены. Ситуация в сложившемся виде – это позор для Союза кинематографистов. Это дискредитация самого понятия «художник». Мне стыдно, что в уважаемом творческом союзе такое происходит.


Любовь АРКУС, главный редактор журнала «Сеанс», основатель центра по содействию людям с аутизмом «Антон тут рядом»:

– Я помню Дмитрия Дмитриевича Месхиева совсем молодым мальчиком. Он был хороший мальчик из очень хорошей, интеллигентной кинематографической семьи. У него был для меня небесспорный, но, в общем, многообещающий ранний фильм – «Циники». И хотя фильмография Месхиева не вызывала у меня восторга – но, в сущности, он же не должен всем нравиться. А один фильм был просто очень хороший – «Свои».

На моих глазах за последние несколько лет совершилась какая-то полная перемена личности. Произошла очень странная метаморфоза. Наверное, время и место, которые нашей жизни были выданы, очень к этому располагают. Мы наблюдали разные метаморфозы, но такой я не припомню.

Все эти истории с Союзом кинематографистов как в Москве, так и в Петербурге, – к ним лучше вообще близко не подходить. Что и делали люди моего поколения. В какой-то момент мы вообще перестали иметь к союзу хоть какое-нибудь отношение. Почему так? Потому что от творческого союза осталось только имущество творческого союза. А к понятию имущества – лично у меня и у многих моих друзей, людей моего поколения, – отношение определенное. Мы все располагаем только тем, что создали сами. А вот это имущество Союза кинематографистов – земли, активы, здания, – нажили не мы, а предыдущие поколения, наши отцы. И вели они себя по отношению к этому имуществу, надо сказать, безобразно. Мы это наблюдали начиная с перестройки. Мы не знаем всех тонкостей, поэтому лично я никогда не бралась судить: что они делали, как они делали, как они должны были делать – я не знаю. Откуда мне знать?!

Вот есть Дом творчества в Репине – это место не менее святое, чем здание киностудии «Ленфильм» на Каменноостровском проспекте, за которое все так бились. В Репине выдающиеся люди писали сценарии, создавали фильмы, статьи, книги. Там выдающиеся люди любили друг друга – потому что это было известное место, куда люди уезжали от своих жен и мужей, для того чтобы предаться, так сказать, вдохновению. Этот дом, конечно же, надо было отреставрировать, отремонтировать – потому что это великий дом, это великое место. И теперь Союз кинематографистов теряет этот дом – не благодаря ли деятельности Д. Д. Месхиева?

Справедливости ради надо отметить, что крах союза произошел до него. Как говорится, эту часовню развалил не он. Но он, видимо, хотел воспользоваться ее руинами. Если бы это было сделано как-нибудь умно, толково, хитро, деликатно, то это, может быть, сошло бы с рук, как сходило всем и везде за последние тридцать лет. Но в этих действиях просматривается какая-то особая бесцеремонность.

Это не мой Дом творчества, это не мой Дом кино – хотя вся моя жизнь, в общем, с ними связана. Это не нами нажито, и все это принадлежит предыдущим поколениям. Поэтому если сейчас отыщутся люди, которые найдут возможность перезапустить Дом творчества и Дом кино – чтобы там возобновилась нормальная жизнь и чтобы пенсионеры получали хоть какую-то копейку к своей несчастной пенсии, – это было бы прекрасно. Моя вера в справедливость еще не умерла окончательно.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5376) от 14.01.2015.


Комментарии