Когда Филонов был реалистом

Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается первая часть выставки «Новые поступления. 1998 – 2014», сосредоточенная на показе искусства ХХ – XXI веков.

Когда Филонов был реалистом |

Первая из названных дат определилась предыдущей выставкой новых поступлений, она состоялась 17 лет назад. За прошедшие годы музей приобрел более 2 тысяч произведений, еще 12 тысяч было подарено ему художниками, коллекционерами, государственными и частными организациями. Их список занимает четыре страницы убористого текста.

Наша газета попросила сотрудников Русского музея рассказать о самых интересных, на их взгляд, произведениях, представленных в первой части новых поступлений.

Алиса Любимова, которая занимается живописью первой половины ХХ века, назвала два ранних реалистических этюда Павла Филонова, не имеющих авторских названий. Это пейзаж, соз-данный между 1903 и 1908 годами, и изображение женщины в восточной одежде, датированное 1905 годом (на снимке). Обе работы связаны с поездкой Филонова в Палестину во время учебы в частной студии Льва Дмитриева-Кавказского, преподававшего своим ученикам основы академической школы. В 2014 году оба этюда были куплены у наследников Дмитриева-Кавказского.

Русский музей обладает самым крупным, энциклопедическим собранием Филонова, но таких ранних работ в его коллекции прежде было всего две. По-этому так ценно новое приобретение, которое еще не знакомо публике.

Еще один хит – двусторонняя работа одного из лидеров объединения «Круг художников» Александра Русакова и его жены Татьяны Купервассер. В 2007 году она экспонировалась на выставке художников объединения и затем была приобретена у наследников. «Круг» часто называют художниками «третьего пути», они не признавали

соцреализма, но и не стали последователями русского авангарда. В 1929 году Купервассер пишет пейзаж «В лодке». Через два года на другой стороне холста Русаков изображает «Игру в рюхи». Возможно, появление «обратной стороны» связано с тем, что Русаков выбрал путь свободного художника. В советских условиях это означало неминуемую бедность. Купервассер не только взяла на себя роль хранительницы семейного очага, но и зарабатывала для всех, занимаясь оформительством.

Ирина Карасик, сотрудник отдела новейших течений, назвала работы Ивана Плюща и Дмитрия Гутова. Картина Плюща «Эпизод 1» из серии «Пока петухи не пропели» с лицом персонажа, которое «сдувается» ураганным ветром, – это предупреждение об опасности стирания памяти, если говорить о социальном аспекте, или угрозы утраты формы, если об эстетическом. «Нищий, играющий на ложках» создан Гутовым по мотивам картины Рембрандта. Это сварка, своеобразное пространственное рисование, перевод рисунка из привычного материала в необычный. В противовес работе Плюща мы видим структурирование из хаоса.

22 июля откроется вторая часть проекта – древнерусское искусство и произведения художников XVIII – XIX веков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.


Комментарии