Когда Филонов был реалистом

Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается первая часть выставки «Новые поступления. 1998 – 2014», сосредоточенная на показе искусства ХХ – XXI веков.

Когда Филонов был реалистом |

Первая из названных дат определилась предыдущей выставкой новых поступлений, она состоялась 17 лет назад. За прошедшие годы музей приобрел более 2 тысяч произведений, еще 12 тысяч было подарено ему художниками, коллекционерами, государственными и частными организациями. Их список занимает четыре страницы убористого текста.

Наша газета попросила сотрудников Русского музея рассказать о самых интересных, на их взгляд, произведениях, представленных в первой части новых поступлений.

Алиса Любимова, которая занимается живописью первой половины ХХ века, назвала два ранних реалистических этюда Павла Филонова, не имеющих авторских названий. Это пейзаж, соз-данный между 1903 и 1908 годами, и изображение женщины в восточной одежде, датированное 1905 годом (на снимке). Обе работы связаны с поездкой Филонова в Палестину во время учебы в частной студии Льва Дмитриева-Кавказского, преподававшего своим ученикам основы академической школы. В 2014 году оба этюда были куплены у наследников Дмитриева-Кавказского.

Русский музей обладает самым крупным, энциклопедическим собранием Филонова, но таких ранних работ в его коллекции прежде было всего две. По-этому так ценно новое приобретение, которое еще не знакомо публике.

Еще один хит – двусторонняя работа одного из лидеров объединения «Круг художников» Александра Русакова и его жены Татьяны Купервассер. В 2007 году она экспонировалась на выставке художников объединения и затем была приобретена у наследников. «Круг» часто называют художниками «третьего пути», они не признавали

соцреализма, но и не стали последователями русского авангарда. В 1929 году Купервассер пишет пейзаж «В лодке». Через два года на другой стороне холста Русаков изображает «Игру в рюхи». Возможно, появление «обратной стороны» связано с тем, что Русаков выбрал путь свободного художника. В советских условиях это означало неминуемую бедность. Купервассер не только взяла на себя роль хранительницы семейного очага, но и зарабатывала для всех, занимаясь оформительством.

Ирина Карасик, сотрудник отдела новейших течений, назвала работы Ивана Плюща и Дмитрия Гутова. Картина Плюща «Эпизод 1» из серии «Пока петухи не пропели» с лицом персонажа, которое «сдувается» ураганным ветром, – это предупреждение об опасности стирания памяти, если говорить о социальном аспекте, или угрозы утраты формы, если об эстетическом. «Нищий, играющий на ложках» создан Гутовым по мотивам картины Рембрандта. Это сварка, своеобразное пространственное рисование, перевод рисунка из привычного материала в необычный. В противовес работе Плюща мы видим структурирование из хаоса.

22 июля откроется вторая часть проекта – древнерусское искусство и произведения художников XVIII – XIX веков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?