Когда Филонов был реалистом

Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается первая часть выставки «Новые поступления. 1998 – 2014», сосредоточенная на показе искусства ХХ – XXI веков.

Когда Филонов был реалистом |

Первая из названных дат определилась предыдущей выставкой новых поступлений, она состоялась 17 лет назад. За прошедшие годы музей приобрел более 2 тысяч произведений, еще 12 тысяч было подарено ему художниками, коллекционерами, государственными и частными организациями. Их список занимает четыре страницы убористого текста.

Наша газета попросила сотрудников Русского музея рассказать о самых интересных, на их взгляд, произведениях, представленных в первой части новых поступлений.

Алиса Любимова, которая занимается живописью первой половины ХХ века, назвала два ранних реалистических этюда Павла Филонова, не имеющих авторских названий. Это пейзаж, соз-данный между 1903 и 1908 годами, и изображение женщины в восточной одежде, датированное 1905 годом (на снимке). Обе работы связаны с поездкой Филонова в Палестину во время учебы в частной студии Льва Дмитриева-Кавказского, преподававшего своим ученикам основы академической школы. В 2014 году оба этюда были куплены у наследников Дмитриева-Кавказского.

Русский музей обладает самым крупным, энциклопедическим собранием Филонова, но таких ранних работ в его коллекции прежде было всего две. По-этому так ценно новое приобретение, которое еще не знакомо публике.

Еще один хит – двусторонняя работа одного из лидеров объединения «Круг художников» Александра Русакова и его жены Татьяны Купервассер. В 2007 году она экспонировалась на выставке художников объединения и затем была приобретена у наследников. «Круг» часто называют художниками «третьего пути», они не признавали

соцреализма, но и не стали последователями русского авангарда. В 1929 году Купервассер пишет пейзаж «В лодке». Через два года на другой стороне холста Русаков изображает «Игру в рюхи». Возможно, появление «обратной стороны» связано с тем, что Русаков выбрал путь свободного художника. В советских условиях это означало неминуемую бедность. Купервассер не только взяла на себя роль хранительницы семейного очага, но и зарабатывала для всех, занимаясь оформительством.

Ирина Карасик, сотрудник отдела новейших течений, назвала работы Ивана Плюща и Дмитрия Гутова. Картина Плюща «Эпизод 1» из серии «Пока петухи не пропели» с лицом персонажа, которое «сдувается» ураганным ветром, – это предупреждение об опасности стирания памяти, если говорить о социальном аспекте, или угрозы утраты формы, если об эстетическом. «Нищий, играющий на ложках» создан Гутовым по мотивам картины Рембрандта. Это сварка, своеобразное пространственное рисование, перевод рисунка из привычного материала в необычный. В противовес работе Плюща мы видим структурирование из хаоса.

22 июля откроется вторая часть проекта – древнерусское искусство и произведения художников XVIII – XIX веков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.