Когда Филонов был реалистом

Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открывается первая часть выставки «Новые поступления. 1998 – 2014», сосредоточенная на показе искусства ХХ – XXI веков.

Когда Филонов был реалистом |

Первая из названных дат определилась предыдущей выставкой новых поступлений, она состоялась 17 лет назад. За прошедшие годы музей приобрел более 2 тысяч произведений, еще 12 тысяч было подарено ему художниками, коллекционерами, государственными и частными организациями. Их список занимает четыре страницы убористого текста.

Наша газета попросила сотрудников Русского музея рассказать о самых интересных, на их взгляд, произведениях, представленных в первой части новых поступлений.

Алиса Любимова, которая занимается живописью первой половины ХХ века, назвала два ранних реалистических этюда Павла Филонова, не имеющих авторских названий. Это пейзаж, соз-данный между 1903 и 1908 годами, и изображение женщины в восточной одежде, датированное 1905 годом (на снимке). Обе работы связаны с поездкой Филонова в Палестину во время учебы в частной студии Льва Дмитриева-Кавказского, преподававшего своим ученикам основы академической школы. В 2014 году оба этюда были куплены у наследников Дмитриева-Кавказского.

Русский музей обладает самым крупным, энциклопедическим собранием Филонова, но таких ранних работ в его коллекции прежде было всего две. По-этому так ценно новое приобретение, которое еще не знакомо публике.

Еще один хит – двусторонняя работа одного из лидеров объединения «Круг художников» Александра Русакова и его жены Татьяны Купервассер. В 2007 году она экспонировалась на выставке художников объединения и затем была приобретена у наследников. «Круг» часто называют художниками «третьего пути», они не признавали

соцреализма, но и не стали последователями русского авангарда. В 1929 году Купервассер пишет пейзаж «В лодке». Через два года на другой стороне холста Русаков изображает «Игру в рюхи». Возможно, появление «обратной стороны» связано с тем, что Русаков выбрал путь свободного художника. В советских условиях это означало неминуемую бедность. Купервассер не только взяла на себя роль хранительницы семейного очага, но и зарабатывала для всех, занимаясь оформительством.

Ирина Карасик, сотрудник отдела новейших течений, назвала работы Ивана Плюща и Дмитрия Гутова. Картина Плюща «Эпизод 1» из серии «Пока петухи не пропели» с лицом персонажа, которое «сдувается» ураганным ветром, – это предупреждение об опасности стирания памяти, если говорить о социальном аспекте, или угрозы утраты формы, если об эстетическом. «Нищий, играющий на ложках» создан Гутовым по мотивам картины Рембрандта. Это сварка, своеобразное пространственное рисование, перевод рисунка из привычного материала в необычный. В противовес работе Плюща мы видим структурирование из хаоса.

22 июля откроется вторая часть проекта – древнерусское искусство и произведения художников XVIII – XIX веков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5495) от 08.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...