Кофе с... Александром Невским

Журналистам нравится бывать в мастерской заслуженного художника России скульптора Владимира Горевого в «литейном дворе» Академии художеств. Хозяин неизменно гостеприимен и готов показать что-то новое и интересное. Где еще можно выпить кофе в компании с Александром Невским, Павлом I, Екатериной Великой, Меншиковым, Растрелли, Росси и Кваренги?

Кофе с... Александром Невским  |

— Владимир Эмильевич, в последнее время, когда речь заходит о памятниках, которые появятся в нашем городе к его юбилею, чаще всего в списке авторов звучит ваше имя. Как о деле решенном, говорят об установке семиметрового монумента Александру Невскому в Усть-Ижоре.

— Готова модель памятника, выполненная в гипсе. Его давно пора переводить в бронзу, а для этого необходимы средства. Времени осталось мало, но, я считаю, можно успеть. Со мной согласен директор завода «Монументскульптура» Геннадий Степанов, нас поддерживает губернатор. Сейчас мы ищем людей, которые могли бы спонсировать эту работу. Примечательно, что все подходы к памятнику, спуски к Неве, площадь завершены в граните. Работы по благоустройству территории ведутся в три смены, место подготовлено, и, на мой взгляд, все будет очень красиво. Памятник органично встанет рядом с церковью в месте слияния Невы и Ижоры.

— Я смотрю на другую вашу работу — памятник Павлу I и понимаю, почему Русский музей готов поставить его во дворе Инженерного замка. Величественный император восседает на троне, еще не догадываясь об участи, которая его ожидает.

— Эта работа появилась менее года назад, но я шел к ней долго и исполнение не заняло много времени. Модель выполнялась сразу в размер сооружения (около 3,5 метра высотой), без эскизов, в глине и переводилась в гипс. Памятника Павлу у нас в городе нет. Личность этого императора довольно долго трактовалась своеобразно. Но он был человеком просвещенным, европейского толка, широких взглядов, по большому счету реформатор. Я пытаюсь отлить этот памятник в бронзе своими силами. Процесс трудоемкий и дорогостоящий, но, думаю, его удастся осилить.

— К юбилею Петербурга вы завершаете еще одну работу — бюсты итальянских архитекторов.

— Это зодчие, создавшие блистательные архитектурные ансамбли, — Росси, Кваренги, Ринальди, Растрелли. Красота, окружающая нас, во многом заслуга их, в юбилейную годовщину это необходимо отметить. Финансирует работу итальянская сторона и наш город.

— Я вижу еще один скульптурный портрет и не могу угадать, кто изображен.

— Это Августин Бетанкур — инженер, градостроитель, механик, зодчий. Он придумал, как поднять Александрийскую колонну, установил все колонны в Исаакиевском соборе, изобрел множество приспособлений для строительных и инженерных работ. Этот бюст — заказ ЛИИЖТа, памятник будет установлен на Московском проспекте рядом со зданием учебного заведения, где Бетанкур был первым ректором.

— Сегодня весьма болезненная тема — памятники, которые нам намереваются подарить к юбилею Петербурга. На ваш взгляд, как с ними надо поступать, где устанавливать?

— Поставить памятник в центре города чрезвычайно сложно, для этого надо набраться отваги. Нам везло на великих зодчих, и в то, что они сделали, трудно вписаться. Для этого есть площади в новых районах. В любом случае в обсуждении места для установки новых памятников должны принимать участие разные люди — градостроители, искусствоведы, краеведы, историки, просто горожане.

— Сегодня часто говорят: реалистическая скульптура себя изжила, она повторяет то, что придумано до нас. Многим хочется видеть новый поворот в монументальном искусстве.

— Существуют уникальные классические образцы, непревзойденные по сей день, как в живописи, так и в скульптуре. Мне кажется, надо стремиться к ним, а не уходить в сторону. Я не вижу кризиса. Сейчас в «Манеже» проходит выставка, где есть интересные работы. Их авторы, судя по всему, люди молодые, мне незнакомые. Особенно радует, что их много, они работают, думают, размышляют. В ретроспективной части выставки есть работы Евсея Евсеевича Моисеенко. Он был человеком умным и фантастически талантливым. Когда-то он сказал: стать художником можно, быть им гораздо сложнее, а остаться почти невозможно.

— Большая проблема — сохранить то, что осталось, я говорю о реставрации. Когда-то вы собирались давать своим ученикам две профессии — скульптор и реставратор.

— Пока не получается, и это обидно. Сегодня реставрацией занимаются люди, не всегда компетентные. Скульптуру должны ремонтировать скульпторы. Я не исключаю, что в числе реставраторов есть люди одаренные, способные блестяще решать технические задачи. Но то, что происходит сегодня в реставрации скульптуры, меня крайне огорчает. По сути, искажаются подлинники. Я не верю в технические ноу-хау в этой области. Мне никто не докажет, что надо снять патину с памятника и превратить его в «шоколадку». Во всем мире для сохранения скульптуры пользуются старыми дедовскими способами — ее моют и покрывают воском. Чаще всего происходит замена — оригиналы музеефицируют, чтобы сохранить, а на их место ставят копии.

Я обеспокоен тем, как отреставрирована скульптура Ростральных колонн. Это уникальные памятники, надо было, наверное, снять с них форму, оригиналы перевезти в музей, на их место поставить копии. Вместо этого я вижу, как по «живому камню» врезали утраченные фрагменты статуй.

У нас в городе даже лепнина уникальная, нельзя ее реставрировать случайными руками. Не зря в свое время барон Штиглиц разослал агентов по всей России в поисках талантливых ребят — кузнецов, резчиков по дереву и камню, открыл училище, чтобы дать им в руки ремесло. Теперь там готовят художников.

— Завершится юбилей, и, если все удачно сложится, вы поставите свои памятники. Что дальше?

— Есть много неосуществленных замыслов. Наконец настанет время, когда можно будет спокойно поработать.

— Над чем?

— Над скульптурой для Петербурга и других городов. Как в старой шутке: лучшее средство от любви — новая любовь.

Подготовила Людмила Леусская.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (2920) от 18.03.2003 года.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.