Кофе с... Александром Невским

Журналистам нравится бывать в мастерской заслуженного художника России скульптора Владимира Горевого в «литейном дворе» Академии художеств. Хозяин неизменно гостеприимен и готов показать что-то новое и интересное. Где еще можно выпить кофе в компании с Александром Невским, Павлом I, Екатериной Великой, Меншиковым, Растрелли, Росси и Кваренги?

Кофе с... Александром Невским  |

— Владимир Эмильевич, в последнее время, когда речь заходит о памятниках, которые появятся в нашем городе к его юбилею, чаще всего в списке авторов звучит ваше имя. Как о деле решенном, говорят об установке семиметрового монумента Александру Невскому в Усть-Ижоре.

— Готова модель памятника, выполненная в гипсе. Его давно пора переводить в бронзу, а для этого необходимы средства. Времени осталось мало, но, я считаю, можно успеть. Со мной согласен директор завода «Монументскульптура» Геннадий Степанов, нас поддерживает губернатор. Сейчас мы ищем людей, которые могли бы спонсировать эту работу. Примечательно, что все подходы к памятнику, спуски к Неве, площадь завершены в граните. Работы по благоустройству территории ведутся в три смены, место подготовлено, и, на мой взгляд, все будет очень красиво. Памятник органично встанет рядом с церковью в месте слияния Невы и Ижоры.

— Я смотрю на другую вашу работу — памятник Павлу I и понимаю, почему Русский музей готов поставить его во дворе Инженерного замка. Величественный император восседает на троне, еще не догадываясь об участи, которая его ожидает.

— Эта работа появилась менее года назад, но я шел к ней долго и исполнение не заняло много времени. Модель выполнялась сразу в размер сооружения (около 3,5 метра высотой), без эскизов, в глине и переводилась в гипс. Памятника Павлу у нас в городе нет. Личность этого императора довольно долго трактовалась своеобразно. Но он был человеком просвещенным, европейского толка, широких взглядов, по большому счету реформатор. Я пытаюсь отлить этот памятник в бронзе своими силами. Процесс трудоемкий и дорогостоящий, но, думаю, его удастся осилить.

— К юбилею Петербурга вы завершаете еще одну работу — бюсты итальянских архитекторов.

— Это зодчие, создавшие блистательные архитектурные ансамбли, — Росси, Кваренги, Ринальди, Растрелли. Красота, окружающая нас, во многом заслуга их, в юбилейную годовщину это необходимо отметить. Финансирует работу итальянская сторона и наш город.

— Я вижу еще один скульптурный портрет и не могу угадать, кто изображен.

— Это Августин Бетанкур — инженер, градостроитель, механик, зодчий. Он придумал, как поднять Александрийскую колонну, установил все колонны в Исаакиевском соборе, изобрел множество приспособлений для строительных и инженерных работ. Этот бюст — заказ ЛИИЖТа, памятник будет установлен на Московском проспекте рядом со зданием учебного заведения, где Бетанкур был первым ректором.

— Сегодня весьма болезненная тема — памятники, которые нам намереваются подарить к юбилею Петербурга. На ваш взгляд, как с ними надо поступать, где устанавливать?

— Поставить памятник в центре города чрезвычайно сложно, для этого надо набраться отваги. Нам везло на великих зодчих, и в то, что они сделали, трудно вписаться. Для этого есть площади в новых районах. В любом случае в обсуждении места для установки новых памятников должны принимать участие разные люди — градостроители, искусствоведы, краеведы, историки, просто горожане.

— Сегодня часто говорят: реалистическая скульптура себя изжила, она повторяет то, что придумано до нас. Многим хочется видеть новый поворот в монументальном искусстве.

— Существуют уникальные классические образцы, непревзойденные по сей день, как в живописи, так и в скульптуре. Мне кажется, надо стремиться к ним, а не уходить в сторону. Я не вижу кризиса. Сейчас в «Манеже» проходит выставка, где есть интересные работы. Их авторы, судя по всему, люди молодые, мне незнакомые. Особенно радует, что их много, они работают, думают, размышляют. В ретроспективной части выставки есть работы Евсея Евсеевича Моисеенко. Он был человеком умным и фантастически талантливым. Когда-то он сказал: стать художником можно, быть им гораздо сложнее, а остаться почти невозможно.

— Большая проблема — сохранить то, что осталось, я говорю о реставрации. Когда-то вы собирались давать своим ученикам две профессии — скульптор и реставратор.

— Пока не получается, и это обидно. Сегодня реставрацией занимаются люди, не всегда компетентные. Скульптуру должны ремонтировать скульпторы. Я не исключаю, что в числе реставраторов есть люди одаренные, способные блестяще решать технические задачи. Но то, что происходит сегодня в реставрации скульптуры, меня крайне огорчает. По сути, искажаются подлинники. Я не верю в технические ноу-хау в этой области. Мне никто не докажет, что надо снять патину с памятника и превратить его в «шоколадку». Во всем мире для сохранения скульптуры пользуются старыми дедовскими способами — ее моют и покрывают воском. Чаще всего происходит замена — оригиналы музеефицируют, чтобы сохранить, а на их место ставят копии.

Я обеспокоен тем, как отреставрирована скульптура Ростральных колонн. Это уникальные памятники, надо было, наверное, снять с них форму, оригиналы перевезти в музей, на их место поставить копии. Вместо этого я вижу, как по «живому камню» врезали утраченные фрагменты статуй.

У нас в городе даже лепнина уникальная, нельзя ее реставрировать случайными руками. Не зря в свое время барон Штиглиц разослал агентов по всей России в поисках талантливых ребят — кузнецов, резчиков по дереву и камню, открыл училище, чтобы дать им в руки ремесло. Теперь там готовят художников.

— Завершится юбилей, и, если все удачно сложится, вы поставите свои памятники. Что дальше?

— Есть много неосуществленных замыслов. Наконец настанет время, когда можно будет спокойно поработать.

— Над чем?

— Над скульптурой для Петербурга и других городов. Как в старой шутке: лучшее средство от любви — новая любовь.

Подготовила Людмила Леусская.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (2920) от 18.03.2003 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...