Кодекс чести Кирилла Лаврова

Творческий и человеческий авторитет Кирилла Лаврова в культурной и общественной жизни России неоспоримо высок. Его мнением дорожат, к его словам прислушиваются, к его помощи прибегают в решении самых сложных вопросов. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, председатель Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ, руководитель прославленного БДТ — это далеко не полный список всех его регалий. С недавних пор к этому длинному списку добавилось еще одно звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Как вы уже знаете, в нашем городе проходит музыкально-театральный фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга — юбилею города», организованный фондом «Петербургское наследие и перспектива» при спонсорской поддержке пивоваренной компании «Степан Разин». В рамках фестиваля 12 апреля на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова будет показан спектакль «Перед заходом солнца». Главную роль в нем сыграет Кирилл ЛАВРОВ.
Накануне фестивального спектакля с актером встретилась наш корреспондент Елена КИЛИНА.

Кодекс чести Кирилла Лаврова |

— Кирилл Юрьевич, что для вас значит это звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»?

— Конечно же, это очень высокое звание. Я никогда в жизни не думал, не мог даже мечтать о таком. Но особенно приятно, что вместе со мной это звание посмертно получил Иосиф Бродский. А если говорить вообще о звании почетного гражданина, то я боюсь, как бы это не превратилось в некую формальную акцию, что часто у нас бывает. К этому вопросу надо подходить очень избирательно, и процесс отбора должен быть штучным. Мне кажется, что сейчас существует некий перекос и почетными гражданами выбирают в основном артистов, музыкантов и спортсменов. Думаю, что стоит обратить внимание и на предпринимателей, ученых, учителей и врачей. Хотя, конечно же, я считаю, что каждый из тех, кто сейчас уже получил это высокое звание и кто участвует в этом фестивале, — очень достойные люди. Все они вызывают огромное уважение. Потому что действительно много сделали для Петербурга.

— Общественные обязанности постоянно присутствуют в вашей жизни. Как вы думаете, почему всем этим приходится заниматься именно вам?

— Общественная жизнь началась с первого дня моей гражданской жизни — сразу после ухода из армии. Почему, я не знаю. Так уж сложилась судьба. Я пришел в свой первый театр имени Леси Украинки, и меня сразу же выбрали секретарем комсомольской организации. С тех пор так и пошло. В русском менталитете так: как-то попало на одного — и понеслось.

— Наверное, потому что про такого человека известно: он выполнит, он ответственный.

— Я чувствую внутренние обязательства перед теми людьми, которые меня выбрали. Поэтому я всегда старался сделать все возможное на том посту, куда попадал. Когда я был депутатом Верховного Совета СССР, ко мне по триста человек записывались на прием. Они приходили, а я понимал, что ничего сделать не могу. Потому что депутаты были своеобразным буфером между начальством, которое могло что-то сделать, и народом. Из этих трехсот я выбирал двадцать и начинал ходить по начальству. Я ходил и за них ходатайствовал. Писал просьбы, прошения.

— Расскажите о ситуации в БДТ. Вы несколько раз говорили о том, что уходите с поста художественного руководителя и ищете преемника. Что сейчас происходит?

— Совет старейшин нашего театра, к которым я обратился, принял решение рекомендовать на пост главного режиссера Григория Дитятковского. Окончательный вердикт будет дан Министерством культуры. По решению совета старейшин Григорий Дитятковский приступит к должности главного режиссера при сохранении поста художественного руководителя за мной.

— То есть вы будете руководить театром вместе?

— Да, на каком-то определенном этапе. Наш театр в этом году собирается набрать курс. У нас не налажен нормальный процесс пополнения труппы молодыми актерами. Руководители курсов отбирают к себе в театр лучших, мы же вынуждены выбирать из тех, кто остался. Поэтому мы решили сами заняться воспитанием молодых актеров конкретно для БДТ. Мы строим помещение у нас во дворе, где будет заниматься этот курс. Руководить им будет тоже Григорий Дитятковский. Так что он станет ответственным за будущую жизнь БДТ.

— Театр, съемки, общественные нагрузки. При таком ритме на семью остается очень мало времени. Как вы любите проводить время с семьей, если оно есть?

— Я прихожу домой выпотрошенным, очень усталым. Просто сажусь, если не ложусь сразу. К сожалению, на семью-то у меня всегда мало времени оставалось, а сейчас просто иногда хочется посидеть тихо, спокойно. Даже одному. Хотя я очень люблю свою семью, люблю детей и внучку. И всегда очень болезненно переживаю, если в семье происходят какие-то неприятности. Но слава богу, у нас больших проблем не было. А неурядицы случаются в каждой семье. Сейчас я очень радуюсь успехам внучки. Недавно ее картины выставили в «Манеже». Она занимается в изостудии Дворца творчества юных. Мы вместе ходили на открытие этой выставки. Я получил большое удовольствие. У нас такое количество талантливых ребятишек! Такие хорошие работы представлены. И так приятно, что эти мальчишки и девчонки не болтаются на улицах, не моют окна автомобилей, а занимаются любимым делом.

— Они вас узнавали?

— Они таскали меня от стенда к стенду. Спрашивали мое мнение, автографы брали.

— Вы вместе с дочкой и внучкой играете в спектакле «Перед заходом солнца». Родственные отношения мешают или помогают на сцене?

— В данном вопросе я всегда стараюсь абстрагироваться. Хотя по сюжету Маша играет мою дочь, а Ольга внучку. Режиссер спектакля Гриша Козлов очень большое внимание уделял перекличке в судьбе героя с моей собственной жизнью. Проблемы, которые возникают в жизни Клаузена, подчас волнуют и меня. Мой герой всю жизнь посвятил любимому издательскому делу. Изучал искусство. У него была страстная любовь к Гете. И когда он видит то, что происходит с культурой... Что из сферы духовных интересов все переходит в область меркантилизма и чисто практического использования — его это страшно раздражает. Он видит в этом большую трагедию и для себя, и для культуры вообще. Я, Лавров, то же самое вижу, глядя в телевизор, и не только в телевизор. Играя спектакль, я всегда нахожу отклик в зрительном зале. Значит, люди обеспокоены тем же самым.

— Как мне кажется, тема благородства всегда вас волновала. По крайней мере многие ваши герои отличаются этим качеством. Что происходит с понятием благородства в сегодняшнем обществе?

— Мне кажется, сейчас об этом мало кто думает. Потому что все дозволено — любые методы, любые способы, лишь бы добиться своей цели. Я только что читал для канала «Культура» «Героя нашего времени» и поразился взаимоотношениям этих офицеров, этих людей. Разумеется, не все там были идеальными. Встречались и подлецы. Но существовал определенный кодекс чести, от которого теперь мало что осталось. Я понимаю, что никакими приказами и постановлениями нельзя добиться его восстановления. Для этого требуется время. И не одно поколение должно пройти, прежде чем кодекс чести снова возникнет. И не надо будет объяснять, что если ты дал слово, значит, ты должен это слово сдержать. Если ты любишь свое дело, ты должен делать его как можно лучше.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (2939) от 12.04.2003 года.


Комментарии