Кодекс чести Кирилла Лаврова

Творческий и человеческий авторитет Кирилла Лаврова в культурной и общественной жизни России неоспоримо высок. Его мнением дорожат, к его словам прислушиваются, к его помощи прибегают в решении самых сложных вопросов. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, председатель Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ, руководитель прославленного БДТ — это далеко не полный список всех его регалий. С недавних пор к этому длинному списку добавилось еще одно звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Как вы уже знаете, в нашем городе проходит музыкально-театральный фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга — юбилею города», организованный фондом «Петербургское наследие и перспектива» при спонсорской поддержке пивоваренной компании «Степан Разин». В рамках фестиваля 12 апреля на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова будет показан спектакль «Перед заходом солнца». Главную роль в нем сыграет Кирилл ЛАВРОВ.
Накануне фестивального спектакля с актером встретилась наш корреспондент Елена КИЛИНА.

Кодекс чести Кирилла Лаврова |

— Кирилл Юрьевич, что для вас значит это звание — «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»?

— Конечно же, это очень высокое звание. Я никогда в жизни не думал, не мог даже мечтать о таком. Но особенно приятно, что вместе со мной это звание посмертно получил Иосиф Бродский. А если говорить вообще о звании почетного гражданина, то я боюсь, как бы это не превратилось в некую формальную акцию, что часто у нас бывает. К этому вопросу надо подходить очень избирательно, и процесс отбора должен быть штучным. Мне кажется, что сейчас существует некий перекос и почетными гражданами выбирают в основном артистов, музыкантов и спортсменов. Думаю, что стоит обратить внимание и на предпринимателей, ученых, учителей и врачей. Хотя, конечно же, я считаю, что каждый из тех, кто сейчас уже получил это высокое звание и кто участвует в этом фестивале, — очень достойные люди. Все они вызывают огромное уважение. Потому что действительно много сделали для Петербурга.

— Общественные обязанности постоянно присутствуют в вашей жизни. Как вы думаете, почему всем этим приходится заниматься именно вам?

— Общественная жизнь началась с первого дня моей гражданской жизни — сразу после ухода из армии. Почему, я не знаю. Так уж сложилась судьба. Я пришел в свой первый театр имени Леси Украинки, и меня сразу же выбрали секретарем комсомольской организации. С тех пор так и пошло. В русском менталитете так: как-то попало на одного — и понеслось.

— Наверное, потому что про такого человека известно: он выполнит, он ответственный.

— Я чувствую внутренние обязательства перед теми людьми, которые меня выбрали. Поэтому я всегда старался сделать все возможное на том посту, куда попадал. Когда я был депутатом Верховного Совета СССР, ко мне по триста человек записывались на прием. Они приходили, а я понимал, что ничего сделать не могу. Потому что депутаты были своеобразным буфером между начальством, которое могло что-то сделать, и народом. Из этих трехсот я выбирал двадцать и начинал ходить по начальству. Я ходил и за них ходатайствовал. Писал просьбы, прошения.

— Расскажите о ситуации в БДТ. Вы несколько раз говорили о том, что уходите с поста художественного руководителя и ищете преемника. Что сейчас происходит?

— Совет старейшин нашего театра, к которым я обратился, принял решение рекомендовать на пост главного режиссера Григория Дитятковского. Окончательный вердикт будет дан Министерством культуры. По решению совета старейшин Григорий Дитятковский приступит к должности главного режиссера при сохранении поста художественного руководителя за мной.

— То есть вы будете руководить театром вместе?

— Да, на каком-то определенном этапе. Наш театр в этом году собирается набрать курс. У нас не налажен нормальный процесс пополнения труппы молодыми актерами. Руководители курсов отбирают к себе в театр лучших, мы же вынуждены выбирать из тех, кто остался. Поэтому мы решили сами заняться воспитанием молодых актеров конкретно для БДТ. Мы строим помещение у нас во дворе, где будет заниматься этот курс. Руководить им будет тоже Григорий Дитятковский. Так что он станет ответственным за будущую жизнь БДТ.

— Театр, съемки, общественные нагрузки. При таком ритме на семью остается очень мало времени. Как вы любите проводить время с семьей, если оно есть?

— Я прихожу домой выпотрошенным, очень усталым. Просто сажусь, если не ложусь сразу. К сожалению, на семью-то у меня всегда мало времени оставалось, а сейчас просто иногда хочется посидеть тихо, спокойно. Даже одному. Хотя я очень люблю свою семью, люблю детей и внучку. И всегда очень болезненно переживаю, если в семье происходят какие-то неприятности. Но слава богу, у нас больших проблем не было. А неурядицы случаются в каждой семье. Сейчас я очень радуюсь успехам внучки. Недавно ее картины выставили в «Манеже». Она занимается в изостудии Дворца творчества юных. Мы вместе ходили на открытие этой выставки. Я получил большое удовольствие. У нас такое количество талантливых ребятишек! Такие хорошие работы представлены. И так приятно, что эти мальчишки и девчонки не болтаются на улицах, не моют окна автомобилей, а занимаются любимым делом.

— Они вас узнавали?

— Они таскали меня от стенда к стенду. Спрашивали мое мнение, автографы брали.

— Вы вместе с дочкой и внучкой играете в спектакле «Перед заходом солнца». Родственные отношения мешают или помогают на сцене?

— В данном вопросе я всегда стараюсь абстрагироваться. Хотя по сюжету Маша играет мою дочь, а Ольга внучку. Режиссер спектакля Гриша Козлов очень большое внимание уделял перекличке в судьбе героя с моей собственной жизнью. Проблемы, которые возникают в жизни Клаузена, подчас волнуют и меня. Мой герой всю жизнь посвятил любимому издательскому делу. Изучал искусство. У него была страстная любовь к Гете. И когда он видит то, что происходит с культурой... Что из сферы духовных интересов все переходит в область меркантилизма и чисто практического использования — его это страшно раздражает. Он видит в этом большую трагедию и для себя, и для культуры вообще. Я, Лавров, то же самое вижу, глядя в телевизор, и не только в телевизор. Играя спектакль, я всегда нахожу отклик в зрительном зале. Значит, люди обеспокоены тем же самым.

— Как мне кажется, тема благородства всегда вас волновала. По крайней мере многие ваши герои отличаются этим качеством. Что происходит с понятием благородства в сегодняшнем обществе?

— Мне кажется, сейчас об этом мало кто думает. Потому что все дозволено — любые методы, любые способы, лишь бы добиться своей цели. Я только что читал для канала «Культура» «Героя нашего времени» и поразился взаимоотношениям этих офицеров, этих людей. Разумеется, не все там были идеальными. Встречались и подлецы. Но существовал определенный кодекс чести, от которого теперь мало что осталось. Я понимаю, что никакими приказами и постановлениями нельзя добиться его восстановления. Для этого требуется время. И не одно поколение должно пройти, прежде чем кодекс чести снова возникнет. И не надо будет объяснять, что если ты дал слово, значит, ты должен это слово сдержать. Если ты любишь свое дело, ты должен делать его как можно лучше.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (2939) от 12.04.2003 года.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...