Книгообмен в пандемию. Почему буккроссинг стал невостребованным?
Нетипичный для культурной столицы страны инцидент: в одной из библиотек у тележки буккроссинга случилась потасовка. Пенсионер и более молодой посетитель не поделили книгу.
Фото: Pixabay / Pexels
За какое произведение боролись – не уточняется. Но есть предположение, что это было не легкое чтение вроде детектива или фантастики, с которым хорошо коротать вечера, а Толковый словарь русского языка. Один из участников конфликта, по наблюдению работников библиотеки, регулярно набирающий здесь экземпляры для обмена, возможно, хотел его реализовать. Думаю, давно уже не секрет, что востребованная художественная и справочная литература, запущенная в буккроссинг (попросту – в книговорот), не всегда путешествует от читателя к читателю, а частенько оседает на чьей-то книжной полке или становится предметом уличной продажи с временного лотка.
Что и говорить, некоторые наши граждане воспринимают буккроссинг как халявную раздачу книг. Берут, сколько хотят, а взамен ничего не оставляют. Ведь в библиотеках, арт-кафе, магазинах и других общественных местах, где есть тележки и стойки с книгами для обмена, за ними нет строгого контроля и никого не ограничивают в количестве взятых произведений.
Кстати, любители традиционных (бумажных, а не электронных) изданий утверждают, что ничейная, оказавшаяся на улице или полке буккроссинга книга, как и бродячая собака, тоже мечтает о доме. Но именно буккроссинг порой устраивает ей удивительное путешествие. И книга, простоявшая годы у какого-нибудь петербуржца в шкафу, через пару месяцев может оказаться на другом конце света.
С инцидентом в библиотеке, конечно, разберутся. Нам же сейчас интересно другое: как сказалось на буккроссинге пандемийное время, которое мы переживаем настолько нервно, что в мире мудрых мыслей – библиотеках устраиваем потасовки? Вот и в читальном зале РНБ, был случай, два посетителя не поделили место. После чего один попал в больницу, а другой в полицию...
В середине буднего дня я отправилась в библиотеку имени братьев Стругацких. В сумке – «Уроки французского» Валентина Распутина. Может быть, найду адекватный обмен. Иду вдоль огромного здания (первый «человейник» в Ленинграде на Типанова, 29, известный как тысячеквартирный дом). За большими прозрачными окнами первого этажа – библиотека: яркий свет, стерильная чистота и нескончаемые стеллажи с разноцветными корешками книг.
Место для буккроссинга у самой входной двери в библиотеку. Я не сразу поняла, что оригинальный небольшой двустронний стеллажик именно то, что меня интересует, потому что он был пуст. Как сказала сотрудник библиотеки, посетителей у них, как всегда, немало, проводятся интересные мероприятия, но буккроссинг сейчас почти не востребован. Тогда я решила его простимулировать и оставила свою книгу на пустом стеллаже.
Нынешнюю невостребованность книгообмена мне подтвердили и в библиотеке им. Леонида Соболева, что в Невском районе на ул. Бабушкина, 64. «Если судить по нашей библиотеке, то сейчас петербуржцы стали читать гораздо больше, а на буккроссинг приносить книг гораздо меньше, – сказали мне там. – Мы не можем предугадать, когда у нас появится литература для такого обмена. Все зависит от активности людей, которых ограничивает нынешняя тревожная ситуация. Свои же списанные книги библиотека не имеет права отдавать в буккроссинг».
Тем не менее печалиться пока рано.
– У нас почти в каждой библиотеке бывают дни буккроссинга, – поделилась со мной Ирина Васильевна Золотова, директор СПб ГБУК «ЦБС Красносельского района». – Например, в библиотечном центре «Маяк», библиотечно-информационном центре «Интеллект», детской библиотеке «Радуга». По средам – в Центральной районной библиотеке, в библиотеке «Горелово» – по воскресеньям. Библиотека «Ивановка» проводит буккроссинг раз в месяц... Если говорить о читательских предпочтениях, то главенствующие позиции занимает художественная литература: русская классика, в приоритете Булгаков, Толстой, Лермонтов, Некрасов, Маяковский, из зарубежных писателей – Голсуорси, Лондон, Оруэлл. Но чаще всего на буккроссинг приносят учебную и развивающую литературу. Бывает, такие книги собираются в течение долгого времени и представляют интерес для тех, чья специализация связана с тем или иным направлением. Мы публикуем информацию о таких поступлениях в социальных сетях, чтобы книги быстрее попали к читателям.
А вот в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского мне ответили, что на время пандемии книгообмен у них запрещен. Роспотребнадзор утвердил рекомендации по профилактике предупреждения коронавирусной инфекции в библиотеках, которые касаются и буккроссинга. В частности, перед повторным использованием книги должны побывать пять дней на карантине. А храниться они должны в коробке или на полке в особом помещении.
Поэтому в местах буккроссинга будет совсем нелишним поинтересоваться, прошли ли книги карантин.
Еще недавно таких мест в Петербурге было около ста. Сейчас, конечно, меньше из-за ограничений на посещение общепита – полки с книгами были во многих кафе. Но интерес к процессу еще не потерян. Более того, один из известных в городе собирателей книг для общественной полки задумал любопытный проект.
Он приобрел машину марки «Победа» и хочет устроить буккроссинг на колесах. Сначала планирует охватить Петроградский район, а потом и весь город. Пока согласование не получил, вопрос не только в эпидобстановке, но и в том, где можно припарковать такую машину.
Пожелаем ему успеха, ведь книголюбы наверняка поддержат любую идею по будущему оживлению буккроссинга. Что совсем неудивительно – в Петербурге любят читать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7057) от 24.11.2021 под заголовком «Буккроссингу QR-код не нужен».
Комментарии