Книга бессмертна
На Итальянской ул., 17, открылась первая в городе библиотека по современному искусству. Читальный зал Aperto Masters (с лат. «Открыто»). Денег за посещение не берут, читательский билет всем желающим выписывают. Но книги на дом взять нельзя.
Фото предоставлено школой Masters
Петербургский зал Aperto - филиал одноименного пространства в Берлине. Важная часть этого культурно-просветительского проекта - одноименная газета, выпускаемая на трех языках: русском, английском и немецком.
Идеолог и основатель Aperto - петербурженка Елена Юшина, искусствовед и куратор. Она лично занимается формированием библиотеки: каталоги крупных и/или просто интересных международных выставок, журналы и альбомы по искусству на разных языках, подборка газет и фильмов...
В качестве помощников Елена привлекла к работе авторитетных героев современного искусства из Великобритании, России и Германии. На книжных полках есть книги, которые рекомендовал российским читателям Николас Сирота, в прошлом директор лондонской галереи Тейт-модерн, теперь он возглавляет Художественный совет Лондона и считается самым влиятельным человеком в мире искусства. Отдельный стенд занимают издания, присылаемые известным русско-немецким арт-критиком Борисом Гройсом. Также в зале можно увидеть произведения некоторых художников, которые они оставляли для Елены Юшиной после своих выставок в Aperto. Получилась небольшая коллекция арт-объектов. В библиотеке они смотрятся как артефакты новейшего искусства.
Но что бы там ни говорили о постепенном исчезновении книжной культуры, все делается для того, чтобы попасть в книгу. Твое имя на книжных страницах означает, что ты принят в будущее.
В день открытия в зале прошла дискуссия на эту тему. Название «Не надейтесь избавиться от книг!» участники позаимствовали у писателей Умберто Эко и Жан-Клода Карьера. Сегодня эти слова наиболее искренне звучат именно из уст кураторов и прочих знатоков современного искусства. Потому что искусство XXI века нуждается в текстах, как, может быть, ни в одну другую эпоху. Куратор - посредник между зрителем, художником и произведением. Он объясняет людям, кого, зачем и почему возьмут в будущее и что, собственно, считать искусством.
Обсуждение актуальной сегодня темы начали с разговора о газетах. Дизайнер Андрей Шелютто уверен, что газета не умрет никогда. Ему нравятся крупноформатные, солидные газеты, которые шелестят и упоительно пахнут типографской краской.
«Газета - произведение графического искусства, если не хочешь, ты можешь ее не читать, но листать ее одно удовольствие», - сказал искусствовед Иван Чечот. Его больше заботит судьба иллюстрированной книги по искусству. Он помнит маленькую книжечку, в которой он, еще совсем юный, впервые увидел «Гернику» Пикассо. А музей в Мадриде, где находится этот шедевр, посетил только недавно.
«Но литература по современному искусству совсем другая. Это в основном тексты, и наша задача завлекать читателя в эти тексты. Потому что загадки современного искусства в книгах и текстах, а не в самих объектах», - уверен Иван Чечот. Намек понят: книга, написанная заумным языком, простому народу неведомым, которым часто выражаются арт-критики, вряд ли способна увлечь. Все увлекательное, как и все гениальное, - просто.
После дискуссии я задержалась в читальном зале, достала с полки журнал, на обложку которого вынесены слова американского художника Джона Балдессари: «Я никогда больше не буду делать скучное искусство». А ведь он концептуалист - художник, работающий с текстом.
Через несколько дней в Aperto Елена Юшина беседовала по скайпу со знаменитым куратором Хансом Ульрихом Обристом, автором нескольких важных книг, среди которых «Краткая история кураторства» и «Краткая история музыки». Он тоже говорил о том, что книга бессмертна. Книга, утверждает он, - это путь в будущее.
Сейчас в Aperto открыта выставка Анастасии Кизиловой Found Project. В течение двух лет художница собирала нереализованные художественные проекты. Все идеи анонимные, каждый желающий может их реализовать - под своим именем.
Комментарии