Клюква красная

На «1-м канале» состоялась премьера российско-украинского сериала «Красная королева».

 Клюква красная | ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com


У этого проекта было все, чтобы стать хитом телесезона. Прежде всего история известной советской манекенщицы Регины Збарской, легенды отечественного мира моды. Эпоха, когда расцвел ее талант, _ «оттепель». Точный выбор молодой актрисы Ксении Лукьянчиковой на главную роль. И, конечно, главное условие _ прайм-тайм самого первого канала страны.

Однако пролетевшие за полторы недели 12 серий не произвели особого впечатления кроме разочарования в той приблизительности и поверхностности, с которой режиссер Алена Семенова пыталась на экране обрисовать нам страшную (по ее мнению) жизнь таланта в Советском Союзе. Понятно желание представителей нынешней молодой поросли «мастеров экрана» прикоснуться к той эпохе, которую они не успели застать, но о которой слышали чужие рассказы. Понятно, что богемный колорит мира моды может увлечь любого, кто рискнет разобраться в запутанной жизни звезды подиума. Но есть все же некоторые реалии быта и бытия 1950 _ 1960-х годов, которые остались в фильмах, книгах, наших детских и юношеских воспоминаниях.

«Красная королева» _ типичный пример того, как ради красного словца не жалеют никого. В ход для описания трудностей и «свинцовых мерзостей» жизни советских граждан идет все _ от банальной «чернухи» до сарказма. Используется навязчивая лжемистика с частым явлением бедняжке Регине образа ее матери. При этом на всем пространстве сериала не сыщешь нормальных людей, которые бы просто занимались своим делом. Пожалуй, единственное исключение в картине _ модельер Аралова, точно сыгранная Еленой Морозовой. Да иногда развлекает аудиторию Татьяна Орлова в шаржированной роли «кадровички» Калерии. Остальные же персонажи не более чем ходульные иллюстрации заданной системы отношений.

Сама же Барская (у героини сериала отняли букву «з» от фамилии) выглядит как модель и ведет себя, как должна себя вести модель, с точки зрения массового зрителя. Только мне почему-то кажется, что в «советской реальности», отдаленной от нас полувеком, все было не так пошло, банально и однозначно, как это показано в фильме выпускницы нашей Театральной академии. Алена Семенова представляет жизнь как цепочку авантюр и разочарований. Но есть еще и нормальные отношения, когда люди просто жили и просто работали, а не мечтали любой ценой оказаться в Париже (столицу Франции снимали во Львове). Есть во всей этой панораме блеска и нищеты (духовной) советских жриц моды какая-то нарочитость, заставляющая разглядеть некую уязвленность режиссера, изо всех сил разоблачающего «проклятое советское прошлое». В общем, получилась очередная неприглядная «картинка» про то, как «империя зла» губит очередной талант и не дает провозить в СССР двадцать пар колготок.

Если окинуть ретроспективным взором обойму сериалов про нашу жизнь в 50 _ 80-е годы прошлого столетия, которую мы увидели на телеэкране за последнее время, то складывается удручающая панорама. По городам и весям разгуливали бандиты, военные преступники и маньяки, власть намеренно губила все таланты подряд, и бедные звезды перебивались с воды на хлеб, не имея возможности купить себе подержанный «Мерседес» и вынужденные, как героиня «Красной королевы», разъезжать по Москве на личной «Волге».

Понятно, что история в ее реальном наполнении фактами и событиями отчаянно сопротивляется подобным экранным «моделям». В них идут в ход апробированные ранее драматургические и стилистические клише вроде очевидных цитат не только из народного хита «Москва слезам не верит», но даже из недавней «Оттепели». Чем и отмечен режиссерский почерк Алены Семеновой. Ее вариант «красоты по-советски» (таков еще один вариант названия сериала) оказался очередным примером того, как, будучи не в силах справиться с нынешней реальностью, творцы спасаются бегством в уже отдаленное от нас советское прошлое, наивно полагая, что у зрителей их творений короткая память. Они ошибаются.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 052 (5669) от 28.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.