Классика в его руках

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения величайшего пианиста ХХ века Святослава Рихтера. В Большом зале Филармонии состоится сольный концерт музыканта «круга Рихтера» – пианистки Елизаветы Леонской, посвященный этой дате.

Классика в его руках | ФОТО ИТАР-ТАСС/Архив

ФОТО ИТАР-ТАСС/Архив

К счастью, пианист жил уже в эпоху бурно развивающейся звукозаписи и оставил большое аудио- и видеонаследие своих исполнений, зафиксированных как в студии, так и на живых концертах в России и далеко за ее пределами. Записи Рихтера служили эталоном не только начинающим музыковедам, но и пианистам: у Святослава Великого был необыкновенный дар слышать и исполнять музыку такой, какой она была задумана композитором, добавляя ей особого свечения. Светлый и человечный Бах, чувственный, нервный, аристократичный Шопен, импульсивный Шуман, порывистый и независимый Бетховен, глубокий и печальный Брамс, экстравагантный Прокофьев – Рихтер умел обескураживающе просто открывать слушателям самые сокровенные грани музыки этих композиторов. При этом в его исполнениях удивительным образом отражалась и личность музыканта, это была его речь, пение его души.

В приложении к последнему номеру британского журнала BBC Music вышел диск с записями его концерта в Лондоне. В России, к сожалению, нет журнала такого уровня, но надо отдать должное уцелевшей фирме «Мелодия», исправно выпускающей записи Рихтера. Телеканал «Культура» представляет в эти дни цикл передач, посвященных музыканту. Но о том, каким был Святослав Теофилович, сегодня лучше всего можно узнать по книге «Рихтер. Диалоги. Дневники», выпущенной издательством «Классика XXI». В ее основу легли беседы Рихтера с известным французским документалистом Бруно Монсенжоном, который выпустил фильм «Рихтер непокоренный». В разговорах с опытным зарубежным интервьюером музыкант, по словам пианистки Веры Горностаевой — «уже смертельно больной», был предельно искренен, потому именно эта книга служит сегодня бесценным свидетельством.

В ней отражены впечатления музыканта от посещения в 1970 – 1995 годы концертов самых разных форматов, от прослушивания грампластинок, радио- и телепередач. «Боже, как я ненавижу юбилеи! И как я не люблю балет. Это такое несостоятельное искусство (когда хорошая музыка, балет недотягивает до нее – с средненькой еще кое-как получается)»... Или: «В пыльно-тесном купе – вдруг «Зигфрид», притом через микрофон нашего вагона. Конечно, слушать трудно, поезд в движении, виды подмосковские, публика в проходе серая, разносят бутерброды и кефир... А тут вопросы и загадки Миме и Вотана».

В безыскусности ответов, в их прямоте поразительным образом слышится неспешная интеллигентная речь музыканта-философа с многомерным видением жизни. «Обо мне говорят и пишут такие небылицы, такую чушь, что я спрашиваю, кто мог все это выдумать», – начинает свои воспоминания Святослав Теофилович. И в продолжение: «Газетчики распространяли слух, что я-де «играл на похоронах Сталина» – что верно, то верно, играл – и будто бы «умышленно выбрал длинную фугу Баха в знак протеста против диктатора». Да как я мог что-то выбирать, если особая комиссия Министерства культуры составила программу, которой, естественно, обязаны были следовать все присутствовавшие там музыканты? И будто бы «публика начала меня освистывать». Да какая публика могла свистеть на похоронах Сталина? Они происходили в Колонном зале, битком набитом официальными чинами».

А как неожиданно остро читается сегодня в «Диалогах» биографический пассаж Рихтера о том, что «Житомир, город, где я появился на свет, сегодня находится на Украине, но в 1915 году Украины не существовало, это была Россия, Малороссия». Носитель немецкой крови по отцовской линии, он сумел выйти победителем из опасных лабиринтов времени, имея могучее покровительство ангелов музыки. С виду предельно сдержанный, в высказываниях и поступках подчас непредсказуемый, иногда вспыльчивый, бескомпромиссный, он, ученик Генриха Нейгауза, ненавидел лесть и пафос славословий в свой адрес. Для советского человека он, связанный с западным музыкальным миром, универсально образованный, жадный до жизни эрудит, был воплощением образа свободного человека, элегантного европейца-энциклопедиста, обладателя вкуса во всем. Искусство Рихтера, верного прочным академическим исполнительским традициям, было антиподом унылому, удушающему академизму и не могло не восприниматься публикой как олицетворение всего ярко современного, лучших чаяний и надежд. Классика в его руках оказывалась вечно юной, словно заново рожденной.

Живым памятником Святославу Рихтеру остается фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, изысканные камерные программы которого бережно составляются по заветам великого пианиста. Русское и европейское обнаруживают в них степень ближайшего родства, а драгоценные музыкальные редкости и тайны становятся неожиданно близкими и понятными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5421) от 20.03.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.