Классика - это «прикольно!»

С недавнего времени на Охту стали съезжаться представители богемы и «креативного класса». В открытом летом культурно-образовательном центре «Охта Лаб» почти ежедневно проходят дискуссии, или, как их здесь называют, дебаты.

Классика - это «прикольно!» | Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Недавно здесь состоялась встреча на тему «Бетховен должен быть проще». Чтобы обсудить способы приблизить классическое искусство к массовому зрителю, из Германии приехал режиссер Василий Бархатов, а из Москвы - Андрей Савельев, продюсер передачи «Вечерний Ургант». По идее, первый должен был защищать классическое искусство от посягательств масскульта, второй - отстаивать право аудитории вечерних ток-шоу на яркую обертку для классики.

В итоге оппоненты сошлись во мнении: да, ближе должен быть «чувак» Бетховен к зрителям «Вечернего Урганта». Андрей Савельев предложил знакомить человека с чем-то новым путем введения в нечто необычное узнаваемых черт его культуры. Пример: Wi-Fi и кофе в библиотеках. Сначала молодой человек придет туда просто потусоваться, а потом, глядишь, и книжечку с полки возьмет. Очевидно, на это рассчитывало руководство библиотеки им. Маяковского, филиал которой открыт в «Охта Лабе». Яркие стеллажи, травка под ногами, уютные диваны и компьютеры с выходом в Интернет. И тут же - модная кофейня.

Навстречу массовому зрителю идут и режиссеры, ставящие классические оперы в лучших театрах Европы. Чтобы житель окраин пришел в театр и понял, что опера - это не скучно, но «прикольно». Василий Бархатов поделился впечатлением от посещения оперы «Итальянка в Алжире» Россини, оформленной в стилистике фильма «Планета обезьян». «Сначала смотришь на забавные гэги с бананами, смеешься, а потом начинаешь задумываться», - уверен режиссер. Но самым удачным примером взаимопроникновения массовой и классической культур он считает оперу «Севильский цирюльник» Россини, поставленную Кириллом Серебренниковым в берлинской «Комише-опер». Там главные герои Розина и Альмавива - зависимые от социальных сетей хипстеры.

Андрей Савельев признался, что его 12-летняя дочка после посещения выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» нашла в Интернете, кто такой Ван Гог, и сама стала рисовать. Однако никто не гарантирует, что, если герой достанет планшет и перед арией сделает селфи, зрители проникнутся важностью момента и прослушают гениальную музыку, затаив дыхание. Все зависит от таланта режиссера. Василий Бархатов рассказал, что смотрел оперу «Евгений Онегин» в Большом театре, когда партию Ленского пел Николай Басков. По его словам, после первого действия, в котором Онегин убивает Ленского, большая часть зрительниц среднего и пенсионного возраста покинула зал.

А я помню, как несколько лет назад в Концертном зале Мариинского театра смотрела «Бенвенуто Челлини» в постановке очень модного и очень тогда молодого режиссера Василия Бархатова с участием Сергея Шнурова. В антракте поклонники группировки «Ленинград» говорили: «Как же круто поют певцы в Мариинке!». Певцы и правда пели круто.

«Я думаю о том, как заманить в театр человека, далекого от оперы, пусть даже хитростью», - признался Василий Бархатов. Но, судя по всему, в Германии, где режиссер уже два года живет и работает, нет надобности идти навстречу народу окольными путями. Аншлаги собирает, например, «Хованщина» Мусоргского в постановке Бархатова. Представьте немецкие афиши, на которых стоит название оперы из 16 букв - Chowanschtschina... В России же массовый зритель по-прежнему хочет, чтобы с ним разговаривали на его языке, а если и предложат что-то новое, пусть это будет частью привычного мира. В этом секрет популярности телешоу «Голос», «Большой балет» и «Большая опера». Люди включают телевизор и видят, как живые люди в прямом эфире делают нечто волшебное. И душа постепенно начинает возрождаться. «Мы уговорили прийти к нам на передачу Аллу Демидову», - похвалился Андрей Савельев примером такого возрождения.

Любая экранизация, в сущности, попытка сделать доступным для широкой аудитории произведение классической литературы. Людей, посмотревших фильм «Д,Артаньян и три мушкетера», гораздо больше, чем прочитавших роман Александра Дюма. В Японии экранизация «Анны Карениной» называется «Она бросилась под поезд», чтобы сразу было понятно, чем все закончится. В голливудских фильмах злодеи слушают классическую музыку. Потому что известно: Гитлер любил классику. Все добрые герои, конечно, слушают американский джаз...

Вторая часть разговора приобрела несколько другой ракурс. Сделать Бетховена ближе к массовому зрителю легче, нежели заставить любителей классики принять новую трактовку того или иного шедевра. В нашей стране до сих пор с предубеждением относятся к тому, что называется «режиссура интерпретаций». Василий Бархатов напомнил случай, как пожилая москвичка написала письмо президенту, возмущаясь спектаклем «Пиковая дама» в постановке Льва Додина. А ведь этот спектакль был перенесен на сцену Большого театра спустя десять лет после того, как Лев Додин поставил его в парижской Опере Бастилии.

Андрей Савельев в свою очередь привел в пример 24-часовой спектакль Яна Фабра «Гора Олимп», который европейские пенсионеры спокойно досматривают до конца. А ведь чего в нем только нет, на сцене присутствуют даже голые женщины!

Разница между европейскими и российскими зрителями, по мнению выступавших, в том, что европейцы, как правило, знают, на что идут. Они знают имена режиссеров, а потому отдают себе отчет в том, что от известного авангардиста не стоит ждать соблюдения канонов. У нас же часто происходят казусы. Василий Бархатов недоумевал, что мамы приводят детей в Мариинский театр на его спектакль «Сказки Гофмана» Оффенбаха, не предназначенный для детской аудитории. В Москве семьи приходят на «Сказки Пушкина», которые в Театре наций поставил один из самых знаменитых режиссеров-провокаторов Роберт Уилсон.

В подтверждение этих слов одна интеллигентная гостья и поделилась прошлогодним разочарованием. Каждый год на Масленицу они с подругой смотрят в Мариинском театре свою любимую «Снегурочку». И вдруг что же они увидели?! Ни намека на волшебную зимнюю сказку...

«Что делать зрителю в таком случае?» - спросила интеллигентная дама.

«Это как с беременностью. Раньше надо было думать», - ответил Василий Бархатов.

Конечно, в эпоху Интернета можно хотя бы ради любопытства набрать в поисковике имя режиссера, на спектакль которого ты приобрел билеты. Но случаи бывают разные. Когда я смотрела спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» в Александринском театре, рядом со мной сидели женщины из Казани. Они путешествовали по Прибалтике, и на осмотр Петербурга у них было только два дня. В первый день ходили в Эрмитаж, во второй отправились в прославленную Александринку. Но, вместо того чтобы увидеть роскошный зрительный зал, оказались на сцене, в маленьком пространстве на 120 человек, и зал, скрытый от них световым занавесом, рассмотреть было невозможно. Надо ли говорить, что и от чеховской пьесы остались только осколки...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...