Классика - это «прикольно!»

С недавнего времени на Охту стали съезжаться представители богемы и «креативного класса». В открытом летом культурно-образовательном центре «Охта Лаб» почти ежедневно проходят дискуссии, или, как их здесь называют, дебаты.

Классика - это «прикольно!» | Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Недавно здесь состоялась встреча на тему «Бетховен должен быть проще». Чтобы обсудить способы приблизить классическое искусство к массовому зрителю, из Германии приехал режиссер Василий Бархатов, а из Москвы - Андрей Савельев, продюсер передачи «Вечерний Ургант». По идее, первый должен был защищать классическое искусство от посягательств масскульта, второй - отстаивать право аудитории вечерних ток-шоу на яркую обертку для классики.

В итоге оппоненты сошлись во мнении: да, ближе должен быть «чувак» Бетховен к зрителям «Вечернего Урганта». Андрей Савельев предложил знакомить человека с чем-то новым путем введения в нечто необычное узнаваемых черт его культуры. Пример: Wi-Fi и кофе в библиотеках. Сначала молодой человек придет туда просто потусоваться, а потом, глядишь, и книжечку с полки возьмет. Очевидно, на это рассчитывало руководство библиотеки им. Маяковского, филиал которой открыт в «Охта Лабе». Яркие стеллажи, травка под ногами, уютные диваны и компьютеры с выходом в Интернет. И тут же - модная кофейня.

Навстречу массовому зрителю идут и режиссеры, ставящие классические оперы в лучших театрах Европы. Чтобы житель окраин пришел в театр и понял, что опера - это не скучно, но «прикольно». Василий Бархатов поделился впечатлением от посещения оперы «Итальянка в Алжире» Россини, оформленной в стилистике фильма «Планета обезьян». «Сначала смотришь на забавные гэги с бананами, смеешься, а потом начинаешь задумываться», - уверен режиссер. Но самым удачным примером взаимопроникновения массовой и классической культур он считает оперу «Севильский цирюльник» Россини, поставленную Кириллом Серебренниковым в берлинской «Комише-опер». Там главные герои Розина и Альмавива - зависимые от социальных сетей хипстеры.

Андрей Савельев признался, что его 12-летняя дочка после посещения выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» нашла в Интернете, кто такой Ван Гог, и сама стала рисовать. Однако никто не гарантирует, что, если герой достанет планшет и перед арией сделает селфи, зрители проникнутся важностью момента и прослушают гениальную музыку, затаив дыхание. Все зависит от таланта режиссера. Василий Бархатов рассказал, что смотрел оперу «Евгений Онегин» в Большом театре, когда партию Ленского пел Николай Басков. По его словам, после первого действия, в котором Онегин убивает Ленского, большая часть зрительниц среднего и пенсионного возраста покинула зал.

А я помню, как несколько лет назад в Концертном зале Мариинского театра смотрела «Бенвенуто Челлини» в постановке очень модного и очень тогда молодого режиссера Василия Бархатова с участием Сергея Шнурова. В антракте поклонники группировки «Ленинград» говорили: «Как же круто поют певцы в Мариинке!». Певцы и правда пели круто.

«Я думаю о том, как заманить в театр человека, далекого от оперы, пусть даже хитростью», - признался Василий Бархатов. Но, судя по всему, в Германии, где режиссер уже два года живет и работает, нет надобности идти навстречу народу окольными путями. Аншлаги собирает, например, «Хованщина» Мусоргского в постановке Бархатова. Представьте немецкие афиши, на которых стоит название оперы из 16 букв - Chowanschtschina... В России же массовый зритель по-прежнему хочет, чтобы с ним разговаривали на его языке, а если и предложат что-то новое, пусть это будет частью привычного мира. В этом секрет популярности телешоу «Голос», «Большой балет» и «Большая опера». Люди включают телевизор и видят, как живые люди в прямом эфире делают нечто волшебное. И душа постепенно начинает возрождаться. «Мы уговорили прийти к нам на передачу Аллу Демидову», - похвалился Андрей Савельев примером такого возрождения.

Любая экранизация, в сущности, попытка сделать доступным для широкой аудитории произведение классической литературы. Людей, посмотревших фильм «Д,Артаньян и три мушкетера», гораздо больше, чем прочитавших роман Александра Дюма. В Японии экранизация «Анны Карениной» называется «Она бросилась под поезд», чтобы сразу было понятно, чем все закончится. В голливудских фильмах злодеи слушают классическую музыку. Потому что известно: Гитлер любил классику. Все добрые герои, конечно, слушают американский джаз...

Вторая часть разговора приобрела несколько другой ракурс. Сделать Бетховена ближе к массовому зрителю легче, нежели заставить любителей классики принять новую трактовку того или иного шедевра. В нашей стране до сих пор с предубеждением относятся к тому, что называется «режиссура интерпретаций». Василий Бархатов напомнил случай, как пожилая москвичка написала письмо президенту, возмущаясь спектаклем «Пиковая дама» в постановке Льва Додина. А ведь этот спектакль был перенесен на сцену Большого театра спустя десять лет после того, как Лев Додин поставил его в парижской Опере Бастилии.

Андрей Савельев в свою очередь привел в пример 24-часовой спектакль Яна Фабра «Гора Олимп», который европейские пенсионеры спокойно досматривают до конца. А ведь чего в нем только нет, на сцене присутствуют даже голые женщины!

Разница между европейскими и российскими зрителями, по мнению выступавших, в том, что европейцы, как правило, знают, на что идут. Они знают имена режиссеров, а потому отдают себе отчет в том, что от известного авангардиста не стоит ждать соблюдения канонов. У нас же часто происходят казусы. Василий Бархатов недоумевал, что мамы приводят детей в Мариинский театр на его спектакль «Сказки Гофмана» Оффенбаха, не предназначенный для детской аудитории. В Москве семьи приходят на «Сказки Пушкина», которые в Театре наций поставил один из самых знаменитых режиссеров-провокаторов Роберт Уилсон.

В подтверждение этих слов одна интеллигентная гостья и поделилась прошлогодним разочарованием. Каждый год на Масленицу они с подругой смотрят в Мариинском театре свою любимую «Снегурочку». И вдруг что же они увидели?! Ни намека на волшебную зимнюю сказку...

«Что делать зрителю в таком случае?» - спросила интеллигентная дама.

«Это как с беременностью. Раньше надо было думать», - ответил Василий Бархатов.

Конечно, в эпоху Интернета можно хотя бы ради любопытства набрать в поисковике имя режиссера, на спектакль которого ты приобрел билеты. Но случаи бывают разные. Когда я смотрела спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса» в Александринском театре, рядом со мной сидели женщины из Казани. Они путешествовали по Прибалтике, и на осмотр Петербурга у них было только два дня. В первый день ходили в Эрмитаж, во второй отправились в прославленную Александринку. Но, вместо того чтобы увидеть роскошный зрительный зал, оказались на сцене, в маленьком пространстве на 120 человек, и зал, скрытый от них световым занавесом, рассмотреть было невозможно. Надо ли говорить, что и от чеховской пьесы остались только осколки...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии