Классика без фиглярства

В Большом зале Филармонии представили музыкально-театральный проект «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. Симфония в письмах и стихах». Высокая поэзия - стихи Пушкина, Ахматовой, Рильке - сочеталась с музыкой Моцарта, Гайдна, Шуберта Чайковского. За пультом стоял народный артист России Юрий Башмет. 14 декабря концерт пройдет в императорской резиденции Хофбург в Вене. Средства, вырученные от продажи билетов, передадут в благотворительный фонд, проекты которого направлены на оказание помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями.Перед началом репетиции маэстро дал интервью нашему корреспонденту Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ.

Классика без фиглярства | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

- Поэзия в исполнении драматических актеров, световые и визуальные эффекты - почему музыка в этом представлении не на первых ролях?

- Мне близка идея синтеза искусств. Важно, чтобы эта идея была воплощена на достойном уровне. Как на фестивале «Декабрьские вечера», который когда-то придумали Святослав Рихтер и директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и который «унаследовал» я, став художественным руководителем.

- В концерте рассказывалось об искусстве двух городов - Петербурга и Вены, которые в XIX веке действительно можно было назвать «музыкальными столицами». Как вы думаете, в наши дни может ли Петербург претендовать на этот титул?

- Если позволите, сначала я бы хотел сказать о том, что значит для меня Петербург.

Здесь во времена, когда город еще назывался Ленинградом, познакомились и поженились мои родители, здесь родился мой старший брат. Это потом они переехали в другой город, и я родился уже в Ростове-на-Дону.

И еще Ленинград важен для меня своей музыкальной школой. Я сейчас говорю только о школе струнных инструментов, в частности, альтов, которая здесь всегда была своеобразной, исключительно сильной, и она очень отличалась от московской. Эти школы не были враждующими или конкурирующими, но они были очень разными. Здесь был Юрий Крамаров, в Москве - Федор Дружинин, мой учитель.

Потому я невероятно волновался, когда впервые вышел со своим альтом на сцену Ленинградской филармонии. Не только как перед ответственным концертом в прославленном зале. Но и потому, что в этом зале было много представителей ленинградской школы.

Концерт прошел успешно, и потом у меня было много сольных выступлений в самых известных залах мира. Но именно этот, самый первый, в Ленинградской филармонии особенно ярко помню.

Что касается вашего вопроса, можно ли считать Петербург музыкальной столицей сегодня, то, безусловно, да. Если сравнивать с прошлым, музыкальный Петербург не только не утратил ничего ценного из своих традиций, но и приобрел свежее, новое, прекрасное дыхание.

Так, Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева оказывает мощное влияние на мировую музыкальную жизнь. А петербургская Филармония? Я слышал выступление оркестра под управлением Юрия Темирканова на открытии фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве. И признаюсь, что давно не испытывал такого восторга. А есть и другие дирижеры высочайшего класса, например, Александр Дмитриев.

- Дирижеры, о которых вы говорите, принадлежат к старшему поколению. А кто из молодых дирижеров вам интересен?

- Сейчас невероятный бум вокруг представлений Теодора Курентзиса, и он вполне заслуживает этого. Я знаком с Теодором лично, бывал на его концертах, он очень талантливый музыкант и обладает своим видением музыки, своим стилем. Мы не будем сейчас раскладывать причины его успеха по полочкам. Но если вы вспомните молодого Гергиева или Темирканова, которые еще не были знамениты, то скажете, что они уже тогда выделялись даже среди самых лучших музыкантов.

- Юрий Темирканов в одном интервью сказал, что рискует показаться нетолерантным, но, по его мнению, классическая музыка - это все-таки элитарное искусство, предназначенное не для всех. Разделяете ли вы эту точку зрения? И стоит ли, на ваш взгляд, стараться привлечь к классике неофитов?

- Не могу не согласиться с Юрием Хатуевичем, ведь сама жизнь доказывает его правоту. Да, классическая музыка элитарна, да, ее понимают и любят не все. Тем не менее я считаю, что любые достойные способы для привлечения к классике новых слушателей хороши.

Подчеркиваю: достойные - без фиглярства, заигрывания с публикой. Нужно думать над тем, чем можно заинтересовать человека, который до этого ни разу не был на концерте классической музыки. Вряд ли его заинтересует, скажем, недавно найденное и прежде никогда не исполнявшееся произведение Арнольда Шенберга. Но произведения так называемой популярной классики - вполне. Например, Моцарт, Россини, Вивальди.

Забавно, но когда появились мобильные телефоны, одна из популярных фирм выбрала в качестве рингтона мелодию Моцарта. И это тоже способствовало тому, что его музыку узнали даже те, кто никогда не интересовался операми и уж тем более симфониями.

Или вспомним о Ванессе Мэй, игравшей «Времена года» Вивальди на электроскрипке. Скажете - профанация? Но важно, что очень многие впервые узнали об этом композиторе благодаря симпатичной молодой девушке в мини-юбке. А потом, уверен, кто-то захотел послушать Вивальди уже в другом исполнении, стал ходить в филармонию, привел друзей...

#музыка #театр #поэзия

Комментарии