Классик музыки. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского

Классику музыки ХХ и XXI веков Сергею Слонимскому 12 августа исполнилось бы 90 лет. Фонд Сергея Слонимского вынашивает замыслы отметить эту дату серией концертов, но в силу проблем с финансированием пока не готов поделиться планами.

Классик музыки. Исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Слонимского | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Ну, что еще смешного?» — спрашивал он автора этих строк всякий раз при встрече, интонируя это соответствующим образом. Как не хватает его иронии, сарказма и рентгеновских лучей его музыки сегодня, как помогли бы встречи с ним и разговоры о жизни — разговоры, которые всегда давали понять, что выход из самых сложных ситуаций всегда есть, стоит только очень захотеть.

В самом Сергее Михайловиче сочетались фирменная ленинградская скромность, с одной стороны, и желание все же быть замеченным и услышанным — с другой. Он всегда был несказанно счастлив, когда его музыка звучала в каком угодно формате, будь то камерный концерт или программа в Большом зале Филармонии. Его глаза сияли детской радостью после каждого концерта, ему, как, впрочем, любому композитору, было важно, чтобы его музыкальные мысли находили адресата. Как любому полноценному зодиакальному Льву, ему хотелось знать мнение окружающих, за которое он всегда был безмерно благодарен, будь это пара слов или развернутая статья. В последние годы композитору этого внимания не хватало, а обивать пороги и просить исполнения своих произведений он не любил — львиная гордость не позволяла.

Мы, конечно, не наслушались Слонимского — это главное, что нужно сказать в день памяти композитора. До сих пор не идет ни в одном театре России ни его «Виринея» — опера в традициях большого стиля из жизни русской деревни, ни изысканная опера-баллада «Мария Стюарт», ни вечно злободневный «Гамлет». В разовых акциях повезло его «Антигоне» в 2008 году в Капелле, где титульную партию исполнила Олеся Петрова, и «Королю Лиру», увидевшему свет в 2016‑м в исполнении студентов петербургской Консерватории. Как невероятно был рад услышанному автор, готовый расцеловать студенток, певших партии дочерей Лира.

В Большой зал Филармонии музыка Слонимского не попадала по тем же причинам, что и, скажем, музыка Альфреда Шнитке или Эдисона Денисова: они шли вразрез со стратегией руководства давать больше классики, хорошо проверенной временем. Музыка Слонимского требовала своих музыкантов, способных разобрать в его нотах не только то, что на поверхности. В последние годы жизни композитора одним из тонких интерпретаторов камерной музыки стал пианист и композитор Иван Александров, ученик Слонимского, нашедший к ней свой исполнительский ключ. Вокальная музыка больше всего связана в памяти с меццо-сопрано Олесей Петровой, которой он посвятил несколько романсов. Нерв оперного письма композитора сумел уловить маэстро Владимир Юровский, представивший в 2012 году к 80‑летию Слонимского оперу «Мастер и Маргарита» в Михайловском театре. Код к симфонической музыке нежданно-негаданно удалось обнаружить маэстро Александру Сладковскому с его ГАСО Республики Татарстан. Что, впрочем, неудивительно: Александр Витальевич — выпускник петербургской Консерватории, знающий ее традиции, секреты, интриги, внутри которых до последних лет вращался Сергей Михайлович.

Нет сомнений, что богатое и чрезвычайно разнообразное наследие композитора нуждается сегодня в Фестивале музыки Слонимского, программу и концепцию которого в состоянии организовать кто‑нибудь из его многочисленных учеников-композиторов.


#музыка #концерты #память #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7231) от 12.08.2022 под заголовком «Ждем фестиваль Слонимского».


Комментарии