Китайские капризы в Царском Селе

27 июня в музее-заповеднике «Царское Село» в седьмой раз пройдет изысканный спектакль проекта «Ассоциации» с участием ведущих петербургских дизайнеров одежды. Тема этого года – «Китайский каприз». Впервые местом действия станет не Екатерининский парк, а Александровский. И впервые эти маленькие спектакли моды ставит известный театральный режиссер Игорь КОНЯЕВ. С журналистом Ириной НАЧАРОВОЙ он поделился секретами предстоящего шоу-дефиле.

Китайские капризы в Царском Селе |  ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

– Что вас привлекло в «Ассоциациях»?

– В каждом новом деле, в спектакле или проекте меня всегда привлекает степень сложности художественной задачи, которую надо разрешить. Если нет ничего сложного, тогда всегда очень скучно. А когда скучно, тогда лучше цветы выращивать или еще чем-нибудь полезным заняться. «Ассоциации в Царском Селе» – это сложный проект, поэтому он мне и интересен.


– Приходилось ли вам прежде соединять театр, моду и музейную тему? Насколько перспективен такой союз?

– Опыт работы с музеем и модой у меня первый. В Европе уже давно принято приглашать театральных режиссеров для создания не только экспозиций, но и целых музеев. Вот, например, в Риге есть удивительный музей Жаниса Липке – смелого человека, который в годы Второй мировой войны спрятал и спас более 50 евреев в своем сарае. Музей создавали на частные деньги целой командой, в которую входили и режиссер, и композитор. Поэтому союз музея с музыкантами, художниками, модельерами, театральными режиссерами, артистами всегда будет перспективной темой, так как музей должен быть живым пространством.


– Какие риски здесь могут таиться?

– Рисков никаких. Мы все хорошо помним: музей должен сохранять и охранять те художественные ценности, которые в нем находятся. Музей – научное учреждение, поэтому ему не нужно менять способ мышления. Это моя задача – соединить «коня и трепетную лань». И потом у музея благодаря его директору Ольге Владиславовне Таратыновой большой опыт в придумывании и воплощении в реальность красивых фантазий. Ну и, конечно же, показы пяти ведущих домов моды Петербурга однозначно обречены на успех.


– Почему вы выбрали для показов не Екатерининский парк с его имперским лоском, а романтичный Александровский?

– Не я выбирал парк, это он нас выбрал. В тот момент, когда темой нынешних «Ассоциаций» был объявлен стиль шинуазри, а дословно «китайщина», дорога привела нас в Александровский парк. Именно в нем больше китайских сооружений.


– Трудно было выбрать площадки для показов, распределить темы?

– Трудно. Сначала я хотел объединить всех модельеров вокруг одной темы и одной площадки на руинах Китайского театра. Но, когда они приехали в Александровский парк и погуляли там, фантазия у них разыгралась, и для каждого пришлось придумать свою историю. И получился «Китайский каприз», в котором коллекция Татьяны Парфеновой «Цыгун» будет показана на центральной аллее парка рядом с Большим Китайским мостом. Янис Чамалиди и Елена Бадмаева остались на руинах Китайского театра. Янис покажет коллекцию «Невеста Ян Гуйфэй», навеянную китайской поэзией, а Елена готовит перформанс «Идол китайский» по одноименному названию оперы Джованни Паизиелло, показанной в 1779 году. Лилия Киселенко покажет коллекцию «Шкатулка # 36,5» почти в воздухе – между двумя Китайскими мостиками, а Стас Лопаткин на самом необычном и неповторимом Крестовом мосту раскроет нам смысл китайского иероглифа «Ай», который означает любовь.


– Театральному режиссеру с дизайнерами одежды труднее работать, чем с драматическими актерами?

– Это разные профессии. И задачи у них разные, поэтому с дизайнерами пришлось работать, как с театральными художниками, которые всегда имеют свое видение и пытаются воплотить собственный образ, а режиссер им мешает. Режиссер вообще всегда всем мешает. Мешает актеру играть, директору мешает экономить деньги, а художнику навязывает собственные идеи. Поэтому трудно не мне, а тем, кто со мной работает. Я только создаю трудности, а потом помогаю их преодолевать.


– Насколько близка вам вообще китайская тематика?

– Я человек любознательный и привык все, с чем сталкиваюсь, изучать. Китай как тема возник в моей жизни очень давно. Двадцать лет назад моя жена защищала диссертацию «Сценическая речь восточного театра и ее уроки», поэтому книги по китайскому театру, китайской мифологии и философии до сих пор стоят на полках домашней библиотеки. Очень люблю китайский зеленый чай.


– К царскосельскому музею-заповеднику испытывали прежде особые чувства?

– Чувства или есть, или их нет. В детстве я думал, что все люди чувствуют одинаково, но, давно и много работая в театре и изучая природу чувств людей, понял, что все чувствуют по-разному. Кого-то трясет от встречи с красотой, кто-то способен плакать от музыки, а кому-то мучения дворовой кошки доставляют удовольствие. А кого-то можно колоть иголкой и жечь огнем, а ему не будет больно. Я отношусь к разряду тех, кто часами может стоять и любоваться деревом, цветком, картиной, статуей. Но с Царским Селом у меня выработан условный рефлекс, который связан с Лицеем и именем Александра Пушкина: «Отечество нам Царское Село».


– Есть у вас любимое место в Царском Селе?

– У меня это место появилось. Руины Китайского театра. Когда смотрю на них, представляю те спектакли, которые игрались в этом театре. И погружаюсь в мир фантазий и вымысла.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...