Китайские капризы в Царском Селе

27 июня в музее-заповеднике «Царское Село» в седьмой раз пройдет изысканный спектакль проекта «Ассоциации» с участием ведущих петербургских дизайнеров одежды. Тема этого года – «Китайский каприз». Впервые местом действия станет не Екатерининский парк, а Александровский. И впервые эти маленькие спектакли моды ставит известный театральный режиссер Игорь КОНЯЕВ. С журналистом Ириной НАЧАРОВОЙ он поделился секретами предстоящего шоу-дефиле.

Китайские капризы в Царском Селе |  ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

– Что вас привлекло в «Ассоциациях»?

– В каждом новом деле, в спектакле или проекте меня всегда привлекает степень сложности художественной задачи, которую надо разрешить. Если нет ничего сложного, тогда всегда очень скучно. А когда скучно, тогда лучше цветы выращивать или еще чем-нибудь полезным заняться. «Ассоциации в Царском Селе» – это сложный проект, поэтому он мне и интересен.


– Приходилось ли вам прежде соединять театр, моду и музейную тему? Насколько перспективен такой союз?

– Опыт работы с музеем и модой у меня первый. В Европе уже давно принято приглашать театральных режиссеров для создания не только экспозиций, но и целых музеев. Вот, например, в Риге есть удивительный музей Жаниса Липке – смелого человека, который в годы Второй мировой войны спрятал и спас более 50 евреев в своем сарае. Музей создавали на частные деньги целой командой, в которую входили и режиссер, и композитор. Поэтому союз музея с музыкантами, художниками, модельерами, театральными режиссерами, артистами всегда будет перспективной темой, так как музей должен быть живым пространством.


– Какие риски здесь могут таиться?

– Рисков никаких. Мы все хорошо помним: музей должен сохранять и охранять те художественные ценности, которые в нем находятся. Музей – научное учреждение, поэтому ему не нужно менять способ мышления. Это моя задача – соединить «коня и трепетную лань». И потом у музея благодаря его директору Ольге Владиславовне Таратыновой большой опыт в придумывании и воплощении в реальность красивых фантазий. Ну и, конечно же, показы пяти ведущих домов моды Петербурга однозначно обречены на успех.


– Почему вы выбрали для показов не Екатерининский парк с его имперским лоском, а романтичный Александровский?

– Не я выбирал парк, это он нас выбрал. В тот момент, когда темой нынешних «Ассоциаций» был объявлен стиль шинуазри, а дословно «китайщина», дорога привела нас в Александровский парк. Именно в нем больше китайских сооружений.


– Трудно было выбрать площадки для показов, распределить темы?

– Трудно. Сначала я хотел объединить всех модельеров вокруг одной темы и одной площадки на руинах Китайского театра. Но, когда они приехали в Александровский парк и погуляли там, фантазия у них разыгралась, и для каждого пришлось придумать свою историю. И получился «Китайский каприз», в котором коллекция Татьяны Парфеновой «Цыгун» будет показана на центральной аллее парка рядом с Большим Китайским мостом. Янис Чамалиди и Елена Бадмаева остались на руинах Китайского театра. Янис покажет коллекцию «Невеста Ян Гуйфэй», навеянную китайской поэзией, а Елена готовит перформанс «Идол китайский» по одноименному названию оперы Джованни Паизиелло, показанной в 1779 году. Лилия Киселенко покажет коллекцию «Шкатулка # 36,5» почти в воздухе – между двумя Китайскими мостиками, а Стас Лопаткин на самом необычном и неповторимом Крестовом мосту раскроет нам смысл китайского иероглифа «Ай», который означает любовь.


– Театральному режиссеру с дизайнерами одежды труднее работать, чем с драматическими актерами?

– Это разные профессии. И задачи у них разные, поэтому с дизайнерами пришлось работать, как с театральными художниками, которые всегда имеют свое видение и пытаются воплотить собственный образ, а режиссер им мешает. Режиссер вообще всегда всем мешает. Мешает актеру играть, директору мешает экономить деньги, а художнику навязывает собственные идеи. Поэтому трудно не мне, а тем, кто со мной работает. Я только создаю трудности, а потом помогаю их преодолевать.


– Насколько близка вам вообще китайская тематика?

– Я человек любознательный и привык все, с чем сталкиваюсь, изучать. Китай как тема возник в моей жизни очень давно. Двадцать лет назад моя жена защищала диссертацию «Сценическая речь восточного театра и ее уроки», поэтому книги по китайскому театру, китайской мифологии и философии до сих пор стоят на полках домашней библиотеки. Очень люблю китайский зеленый чай.


– К царскосельскому музею-заповеднику испытывали прежде особые чувства?

– Чувства или есть, или их нет. В детстве я думал, что все люди чувствуют одинаково, но, давно и много работая в театре и изучая природу чувств людей, понял, что все чувствуют по-разному. Кого-то трясет от встречи с красотой, кто-то способен плакать от музыки, а кому-то мучения дворовой кошки доставляют удовольствие. А кого-то можно колоть иголкой и жечь огнем, а ему не будет больно. Я отношусь к разряду тех, кто часами может стоять и любоваться деревом, цветком, картиной, статуей. Но с Царским Селом у меня выработан условный рефлекс, который связан с Лицеем и именем Александра Пушкина: «Отечество нам Царское Село».


– Есть у вас любимое место в Царском Селе?

– У меня это место появилось. Руины Китайского театра. Когда смотрю на них, представляю те спектакли, которые игрались в этом театре. И погружаюсь в мир фантазий и вымысла.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.