Китайские капризы в Царском Селе
27 июня в музее-заповеднике «Царское Село» в седьмой раз пройдет изысканный спектакль проекта «Ассоциации» с участием ведущих петербургских дизайнеров одежды. Тема этого года – «Китайский каприз». Впервые местом действия станет не Екатерининский парк, а Александровский. И впервые эти маленькие спектакли моды ставит известный театральный режиссер Игорь КОНЯЕВ. С журналистом Ириной НАЧАРОВОЙ он поделился секретами предстоящего шоу-дефиле.

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»
– Что вас привлекло в «Ассоциациях»?
– В каждом новом деле, в спектакле или проекте меня всегда привлекает степень сложности художественной задачи, которую надо разрешить. Если нет ничего сложного, тогда всегда очень скучно. А когда скучно, тогда лучше цветы выращивать или еще чем-нибудь полезным заняться. «Ассоциации в Царском Селе» – это сложный проект, поэтому он мне и интересен.
– Приходилось ли вам прежде соединять театр, моду и музейную тему? Насколько перспективен такой союз?
– Опыт работы с музеем и модой у меня первый. В Европе уже давно принято приглашать театральных режиссеров для создания не только экспозиций, но и целых музеев. Вот, например, в Риге есть удивительный музей Жаниса Липке – смелого человека, который в годы Второй мировой войны спрятал и спас более 50 евреев в своем сарае. Музей создавали на частные деньги целой командой, в которую входили и режиссер, и композитор. Поэтому союз музея с музыкантами, художниками, модельерами, театральными режиссерами, артистами всегда будет перспективной темой, так как музей должен быть живым пространством.
– Какие риски здесь могут таиться?
– Рисков никаких. Мы все хорошо помним: музей должен сохранять и охранять те художественные ценности, которые в нем находятся. Музей – научное учреждение, поэтому ему не нужно менять способ мышления. Это моя задача – соединить «коня и трепетную лань». И потом у музея благодаря его директору Ольге Владиславовне Таратыновой большой опыт в придумывании и воплощении в реальность красивых фантазий. Ну и, конечно же, показы пяти ведущих домов моды Петербурга однозначно обречены на успех.
– Почему вы выбрали для показов не Екатерининский парк с его имперским лоском, а романтичный Александровский?
– Не я выбирал парк, это он нас выбрал. В тот момент, когда темой нынешних «Ассоциаций» был объявлен стиль шинуазри, а дословно «китайщина», дорога привела нас в Александровский парк. Именно в нем больше китайских сооружений.
– Трудно было выбрать площадки для показов, распределить темы?
– Трудно. Сначала я хотел объединить всех модельеров вокруг одной темы и одной площадки на руинах Китайского театра. Но, когда они приехали в Александровский парк и погуляли там, фантазия у них разыгралась, и для каждого пришлось придумать свою историю. И получился «Китайский каприз», в котором коллекция Татьяны Парфеновой «Цыгун» будет показана на центральной аллее парка рядом с Большим Китайским мостом. Янис Чамалиди и Елена Бадмаева остались на руинах Китайского театра. Янис покажет коллекцию «Невеста Ян Гуйфэй», навеянную китайской поэзией, а Елена готовит перформанс «Идол китайский» по одноименному названию оперы Джованни Паизиелло, показанной в 1779 году. Лилия Киселенко покажет коллекцию «Шкатулка # 36,5» почти в воздухе – между двумя Китайскими мостиками, а Стас Лопаткин на самом необычном и неповторимом Крестовом мосту раскроет нам смысл китайского иероглифа «Ай», который означает любовь.
– Театральному режиссеру с дизайнерами одежды труднее работать, чем с драматическими актерами?
– Это разные профессии. И задачи у них разные, поэтому с дизайнерами пришлось работать, как с театральными художниками, которые всегда имеют свое видение и пытаются воплотить собственный образ, а режиссер им мешает. Режиссер вообще всегда всем мешает. Мешает актеру играть, директору мешает экономить деньги, а художнику навязывает собственные идеи. Поэтому трудно не мне, а тем, кто со мной работает. Я только создаю трудности, а потом помогаю их преодолевать.
– Насколько близка вам вообще китайская тематика?
– Я человек любознательный и привык все, с чем сталкиваюсь, изучать. Китай как тема возник в моей жизни очень давно. Двадцать лет назад моя жена защищала диссертацию «Сценическая речь восточного театра и ее уроки», поэтому книги по китайскому театру, китайской мифологии и философии до сих пор стоят на полках домашней библиотеки. Очень люблю китайский зеленый чай.
– К царскосельскому музею-заповеднику испытывали прежде особые чувства?
– Чувства или есть, или их нет. В детстве я думал, что все люди чувствуют одинаково, но, давно и много работая в театре и изучая природу чувств людей, понял, что все чувствуют по-разному. Кого-то трясет от встречи с красотой, кто-то способен плакать от музыки, а кому-то мучения дворовой кошки доставляют удовольствие. А кого-то можно колоть иголкой и жечь огнем, а ему не будет больно. Я отношусь к разряду тех, кто часами может стоять и любоваться деревом, цветком, картиной, статуей. Но с Царским Селом у меня выработан условный рефлекс, который связан с Лицеем и именем Александра Пушкина: «Отечество нам Царское Село».
– Есть у вас любимое место в Царском Селе?
– У меня это место появилось. Руины Китайского театра. Когда смотрю на них, представляю те спектакли, которые игрались в этом театре. И погружаюсь в мир фантазий и вымысла.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии