Китайская галерея и дом Романовых в Азии. ГМЗ «Гатчина» готовит новые проекты
400 тысяч человек посетят в 2022 году этот музей-заповедник — на сто тысяч больше, чем в допандемийном 2019‑м и почти в два раза больше, чем в 2021‑м. Абсолютное большинство гостей ГМЗ «Гатчина» — российские граждане. Об этом сообщил Василий Панкратов, директор музея-заповедника, подводя итоги уходящего года и рассказывая о планах на будущее.

ФОТО Pixabay
Самое актуальное — это фестиваль «Новогодняя кутерьма» 1 – 8 января. Из-за вируса он не проводился два раза, на сей раз будет состоять из уличной части с ярмаркой, каруселями и хороводами на плацу перед Гатчинским дворцом и праздников в самом дворце с ежедневными экскурсиями, концертами и театрализованными представлениями.

Обычно «Гатчина» открывает две большие выставки в год — весной и осенью. Они готовятся долго, собираются экспонаты из десятка крупных музеев. К сожалению, все тот же вирус помешал реализовать проект «Александр III и Петр Чайковский», который начинали готовить еще к 180‑летию со дня рождения композитора. Музей отыгрался выставкой «…О главном в моей жизни», посвященной императрице Марии Федоровне — супруге Александра III и матери Николая II. Она открылась в декабре, о чем «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали читателям, и продолжит работу в новом году. «Это человеческая история, важная для нашего музея. Мы стараемся рассказывать прежде всего о судьбах людей», — комментирует Панкратов. Кстати, подготовленная музеем передвижная стендовая выставка об этой императрице с показом редких фотографий вызвала интерес в регионах. Сейчас она путешествует по маршруту Елабуга — Свияжск — Якутия.
На 2023 год задуманы две большие выставки. Музей планирует показать проект с рабочим названием «Империя смотрит на Восток» об исследованиях Сибири и Дальнего Востока, а также о контактах дома Романовых с азиатскими странами — сейчас идет подбор экспонатов. Помимо «гатчинских» это будут предметы из Кунсткамеры и Российского этнографического музея. В замыслах — выставка, посвященная 270‑летию со дня рождения Николая Львова, архитектора, построившего Приоратский дворец и Амфитеатр в Гатчинском парке. Что касается постоянных экспозиций, то в начале летнего сезона-2023 откроются церковь и ведущая к ней парадная лестница, а также Овальный кабинет.
В наступающем году завершится реставрация Китайской галереи в Арсенальном каре, которая идет уже четыре года. Но потребуется время на создание экспозиции из произведений искусства Китая и Японии, чтобы галерею во всей красе увидели посетители музея. В годы Великой Отечественной войны музейщики спасли почти половину тех предметов, которые там находились. Но этого недостаточно, чтобы наполнить ими все пространство длиной более 100 метров.
Продолжатся работы и в Готической галерее. Она пережила войны и революции, но была утрачена в послевоенное время из‑за небрежной эксплуатации разными организациями, которые здесь квартировали. Летом 2022 года началась реставрация в личных комнатах Александра III и в покоях Павла I, включая главный тронный зал. «Нам важно воссоздать павловские интерьеры. В середине 1840‑х годов Николай I приехал в Гатчину и повелел ничего не менять в комнатах отца. Этот момент можно считать началом нашего музея», — поясняет Василий Панкратов.
В нынешнем году в дворцовом парке был отреставрирован Чесменский обелиск. В 2023‑м продолжатся работы в Павильоне орла, на Горбатом и Большом каменном мостах, а также на террасе-пристани на Длинном острове. Приведен в порядок дворик Приоратского дворца. Для той части Приоратского парка, который принадлежит музею, готовится ландшафтный проект. Он предусматривает высадку елей, как задумывал Львов. В этом году музей-заповедник получил на все реставрационные работы около 400 млн рублей. В 2023‑м музейщики надеются на сохранение такого объема финансирования.
Известна «Гатчина» и своим фестивалем «Ночь света» и несколькими музыкальными. По понятным причинам не все удалось провести в уходящем году, но в 2023‑м Панкратов планирует организовать хотя бы «Оперетту-парк». Есть у директора музея-заповедника, как выяснилось, и другие сокровенные мечты: возродить традицию полуденного выстрела из пушки, установленной в Приоратском дворце, перекрыть прозрачной стеклянной кровлей двор Кухонного каре и создать в атриуме современную входную зону в музей. «Если сделать так, чтобы эта крыша была не видна с земли, то КГИОП разрешит», — уверен Панкратов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7323) от 21.12.2022 под заголовком «Китайская галерея и дом Романовых в Азии».
Материалы рубрики
В Павловском парке приступили к стрижке лип
Мраморные античные пеплохранильницы вернулись в ГМЗ «Павловск»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии