Кинофестиваль... без публики

В ноябре должен бы состояться очередной международный кинофестиваль ArtoDocs, который уже два раза бесплатно показывал всем желающим отборную программу современного кино всех видов, а также актуальную классику, — такая вот абсолютно не коммерческая частная инициатива. Но его нет как нет. Времена тяжелые, кризис, наверное, проект почил в бозе? Звоню основателю ArtoDocs, литератору, режиссеру, культуртрегеру Льву Наумову и с удивлением узнаю, что фестиваль уже состоялся — в июле. Только прошел... без публики. Как такое может быть? Лев Наумов любезно объясняет, начав, по моей просьбе, «от печки».

Кинофестиваль... без публики |

— Как родился ArtoDocs?

— Казалось бы, фестивалей немало. Но далеко не все ведут образовательно-культурологическую работу — показывают забытые или малоизвестные шедевры или фильмы, что называется, из ряда вон. Кроме того, лауреаты иных кинофорумов нередко изрядно удивляют — отнюдь не всегда награждаются самые эстетически качественные картины. Мы, группа единомышленников, решили попробовать сделать проект на других принципах. У нас кинематографисты — участники фестиваля выбирают лауреатов вместе с жюри. Кроме того, мы отказались от формальных ограничений на допуск картин в конкурс.


— Первое понятно. А формальные ограничения — это длина, год выпуска, жанр, вид и прочее?

— Да. Сейчас сложилась патологическая ситуация. Фестивали берут картины не более чем двухлетней давности. Но ведь арт-кино стоит денег и труда достойных людей, а прокат у таких фильмов либо ограниченный, либо его нет вовсе. Картину покажут на фестивалях раз десять, максимум — тридцать, и на этом все. Фильма больше попросту не существует.

Лет пять назад уповали на Интернет — мол, там все посмотрят. Но теперь туда попадает такое количество фильмов, что в нем не сориентироваться. Вашу картину аудитория просто не заметит в огромном информационном поле.


— То есть потенциальный зритель не может найти «то, не знаю что» — новый неизвестный ему фильм. Получается, он должен быть маркирован, отмечен как-то.

— Да. Именно эту проблему ArtoDocs хотел бы хоть частично решать. Нас упрекают в двух вещах. Мол, похожи на смотр дебютов и студенческих работ. Это не так, хотя большое число дебютов легко объяснить: после окончания вуза у режиссеров практически нет реальной свободы самовыражения. Кроме великих авторов, да и то вопрос...


— Да и то вопрос...

— ...весьма открытый. А второй упрек в том, что мы особо привечаем фильмы, связанные с искусством не только по способу воплощения, но и по тематике. У нас действительно немало картин о живописи, музыке, литературе, самом кинематографе. Так вот, этот «крен» произошел сам собой. Стало ясно, что мы сами, отборщики программы, а также и все голосующие участники фестиваля, в такой тематике заинтересованы особенно.


— Тут напомню читателям, что вы нашли практически неизвестный фильм Александра Кайдановского «Маэстро» — интервью Параджанова, о чем мы рассказывали...

— Фестиваль, собственно, и начался в 2010 году с того, что я решил организовать уникальное событие — полную ретроспективу режиссерских работ Кайдановского. Она состоялась, у меня стали появляться знакомые в мире кино. И я осознал, сколько достойных картин остается без показа вообще. Так совпало, что в это же время я смог воспользоваться кинозалом Дома композиторов, где, кстати, в свое время было немало премьер. Эльдар Рязанов, например, привозил туда все свои фильмы по приглашению Андрея Петрова... Правда, давно уже кинобудка была заложена кирпичом, зал находился в аварийном состоянии. Мы с женой буквально своими руками делали ремонт. Но зато не надо было платить аренду.


— Вы ведь не имеете никакой финансовой поддержки ни от Министерства культуры, ни от комитета по культуре?

— Да. Мы не брали государственных денег, что позволило избежать одних проблем и найти другие... В 2011 году мы объявили о фестивале в нескольких газетах и социальных сетях. Получили всего 107 фильмов, в основном из Петербурга и Москвы, да парочку заграничных. Тогдашний отбор был очень щедрым: показали 39 картин.


— Зрители собрались?

— Да. Они узнавали о нас тоже из соцсетей. Все показы бесплатны. Мы делали фестиваль для людей, и они пришли. Кинематографистов тоже сразу стали звать, и многие приезжали за свой счет. Хотя мы не делали вид, что ArtoDocs представляет сугубо арт-хаус. На второй фестиваль, к нашему удивлению, прислали уже 337 картин.


— Подтвердилась ваша идея о том, что авторы страшно заинтересованы в показе своих работ публике, которую они видят в зале?

— Безусловно. Многих привлекают также ретроспективы и мастер-классы, которые мы проводим в формате видеолекций, что удобнее и куда менее затратно, чем визит мэтра. У нас так на первом фестивале выступил драматург и литератор Юрий Арабов, на втором — директор Музея кино Наум Клейман. Оба, разумеется, бесплатно. Записи доступны на нашем сайте. Просветительская составляющая нам чрезвычайно важна.


— Подбираемся к третьему фестивалю...

— Прислали около пятисот картин со всего мира. Из-за рубежа больше половины, из двадцати двух городов России. Отборочная комиссия, девять человек, отсмотрела все, в конкурс допустили всего 16 картин, из них семь неигровых. Но, когда тур этого года начинался, никто не знал о «законе 1 июля» — о том, что станет нельзя показывать фильмы без разрешительного/прокатного удостоверения.


— Да, была серьезная реакция в прессе и в соцсетях об этом распоряжении, которое, как ни странно, не касается зарубежного кино вообще. А нашего касается тотально, вплоть до фильмов, сделанных детьми в анимационных студиях.

— Ни одна из отобранных нами российских картин такого удостоверения не имела. Получить его, между прочим, не так просто, совсем не быстро и не дешево. Государственная пошлина — только вершина айсберга. Я это знаю как режиссер, который получал прокатники на свои работы. Но ArtoDocs не для того упорно избегал всех формальных ограничений на пути фильма к зрителю, чтобы подчиниться самому абсурдному из возможных — бюрократическому.


— Да, кинообщественность была возмущена непродуманностью директивы, и само Министерство культуры признало это. В конце лета прошло сообщение о том, что подготовлены поправки, но все опять затихло.

— Поэтому мы, учитывая нашу ответственность перед авторами, поступили радикально, определив призеров без публичного показа. «Гран-при» получил дивный фильм из Тринидада и Тобаго «Сестра-бог» Яо Ремесара, созданный в 2006 году. Тамошняя пресса, кстати, сразу отреагировала, написав, что это первый случай, когда российский фестиваль обратил внимание на их более чем самобытный кинематограф.


— Но что теперь? И что дальше?

— Мы в заложниках, конечно. Ждем из Минкульта поправок злополучного циркуляра. Если в обозримом будущем ситуацию скорректируют, мы покажем нашу программу призеров и внеконкурсную. Дальше будет видно.


— Полагаю, скоро все фестивали будут проходить в Интернете хотя бы потому, что кризис.

— Не думаю, что это хорошо. Такие есть в мире, но к ним возвращается та же проблема: фильмов все больше, они становятся просто прокатной площадкой, хаотичной, и встреча фильма со зрителем — дело случая. В Интернете почти невозможна экспертиза.

Знаете, Наум Клейман, с которым я много говорил об этом, считает, что в зале возникает некое коллективное сновидение. Что человеку очень важно вырваться из быта, поехать на метро, пройти пешком... Заплатить, пусть немного, за билет — ибо важна готовность сделать усилие, расстаться с чем-то ради встречи с искусством. Как в буддийском монастыре, где послушники бреются налысо, принося в жертву свою красоту.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5354) от 04.12.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.