Кино под пальмами

В декабре Дубай привлекает не только жителей северных стран, желающих побаловать свой ослабленный затяжной осенью организм южным солнцем, но и мировое киносообщество. Более десяти лет в первой половине месяца здесь проходит Дубайский международный кинофестиваль. Он проводится под патронатом правителя Дубая и вице-президента ОАЭ шейха Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума.

Кино под пальмами | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По приглашению московского представительства департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая я провела несколько дней в самом крупном городе Объединенных Арабских Эмиратов. Фильмы из программы кинофестиваля, которые удалось посмотреть, выйдут на российские экраны в 2015 году.

Размах событию постарались придать соответствующий. На территории Madinat Arena разместились огромный кинозал и Dubai Film market, помогающий продать арабское кино за рубеж. И главное – по длинной красной дорожке вышагивали звезды в умопомрачительных нарядах. Зато местные знаменитости в белых кандурах (длинные мужские рубахи) и расшитых накидках абайях выглядели более благородно.

Всего в течение недели было показано 118 фильмов из 48 стран, из них 55 – мировые премьеры. В билетные кассы с утра выстраивались очереди. Кроме того, были организованы бесплатные сеансы в кинотеатре под открытым небом, оборудованном на пляже.

Награды вручались по нескольким номинациям, среди которых лучший фильм стран Азии и Африки, детское кино, документальное и так далее. Победители в каждой номинации получали 575 тысяч долларов. Жюри возглавлял американский режиссер Ли Дэниэлс.

Для нас важно, что в конкурсной программе впервые принимал участие документальный фильм Гейба Польски «Красная армия» совместного российско-американского производства. Кинолента основана на воспоминаниях хоккеиста Вячеслава Фетисова, посвящена хоккейному клубу ЦСКА и ранее была показана на Каннском и Московском кинофестивалях.

Кроме того, были вручены специальные призы. Например, грант размером сто тысяч долларов получил кувейтский режиссер Абдулла Бушахри за проект фильма «Вода», в котором затронута одна из самых серьезных проблем региона – тема жажды. Награду вручала Эмили Блант, приехавшая, чтобы представить мюзикл Роба Маршалла «Чем дальше в лес». Она исполнила в нем главную роль и уже получила номинацию на «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана.

Дубайский кинофестиваль – событие светское и очень гламурное: блеск бриллиантов, самое дорогое шампанское для гостей, вечеринки, сравнимые с пиром восточных султанов, сверкающая огнями арабская ночь и несмолкающая почти до утра музыка... Но назвать этот фестиваль развлечением, пожалуй, нельзя – упор сделан на интеллектуальное кино и фильмы стран Персидского залива, отражающие социальные проблемы. «Главная цель – поддержка арабской киноиндустрии», – сказал художественный руководитель фестиваля Масуд Амралла Аль Али.

Впрочем, аншлаги собирали голливудские премьеры. В день открытия в огромном зале Madinat Arena не было ни одного свободного места, первые примерно десять рядов предназначались для очень важных персон (в последующие дни, разумеется, такого ажиотажа не было и люди спокойно приобретали билеты). Торжественная часть продолжалась около полутора часов. С экрана под оглушительные овации собравшихся приветствовал шейх. Со сцены говорил художественный руководитель фестиваля.

В тот вечер специальные премии за вклад в развитие арабского искусства получили выдающаяся певица 80-летняя Аша Бхосле, которая пела за всех известных актрис в индийских фильмах, и египетский актер Нур Эль-Шериф. На этих кинокартинах выросло не одно поколение арабских и советских зрителей. Демонстрация кадров из кинолент, украшением которых стали песни в исполнении Аши Бхосле, вызвала двадцать минут какой-то щемящей ностальгии. Певица произнесла трогательную речь о том, как велика ее любовь и безгранична благодарность к зрителям. И спела проникновенную балладу – ее голос по-прежнему сильный, а теплые интонации согревают душу. Ей так долго и страстно аплодировали, что чуть не довели до слез.

Нур Эль-Шериф удостоился такого же горячего приема. Актер, почти достигший 70-летнего возраста, сыгравший множество ролей, и теперь находится в зените славы.

Открылся кинофестиваль фильмом «Теория всего» Джеймса Марша. Биографическая драма основана на мемуарах Джейн Хокинг, посвященных отношениям с ее бывшим мужем – знаменитым физиком Стивеном Хокингом. Это история о силе человеческого духа и мужестве любящего сердца. Физик в инвалидном кресле Стивен Хокинг – создатель и руководитель Центра теоретической космологии в Кембриджском университете, прославился в 1970-х годах своими исследованиями в области космологии и квантовой гравитации. Он обсуждал проблемы черных дыр с советскими учеными, бестселлером стала его книга «Краткая история времени».

Жизнь и работы Стивена Хокинга неоднократно вдохновляли деятелей культуры и искусства на создание произведений, причем не только документальных. Но попыток художественно переосмыслить его трудную судьбу до сих пор не было – хотя она достойна того, чтобы быть воспетой в самых восторженных тонах. Фильм Джеймса Марша, к счастью, лишен пафоса, совершенно чуждого главному герою. Режиссер снял мелодраму, полную светлой грусти, забавных моментов и пейзажей старой доброй Англии. События разворачиваются в Оксфорде и Кембридже, в интерьерах тамошних университетов и в добротном семейном доме, обустроенном в английских традициях. Антураж выдержан безупречно – фильм порадует англофилов характерными деталями и четким следованием моде 1970-х.

Структура фильма напомнила симфонию – движение от радости через нестерпимую боль снова к счастью. Первая часть выполнена в мажорных тонах и повествует о молодости, первой любви и первых успехах. Во второй части фильма режиссер подробно показывает развитие болезни – до полного лишения способности двигаться и говорить. Смотреть эту часть фильма тяжело, потому что отчетливо понимаешь, как слаб человек с его хрупкими мечтами, способными разбиться в одночасье.

Постепенно лейтмотив снова становится жизнерадостным: мир обретает новые краски, герой – новую любовь и возможность излагать свои мысли вслух с помощью синтезатора речи, подаренного друзьями. Этот фильм – о безграничных возможностях, которыми обладают те, кого мы называем людьми с ограниченными возможностями.

Тридцатидвухлетний актер Эдди Редмэйн, не сильно внешне похожий на Стивена Хокинга, передал муки и радости своего героя. Почти два часа экранного времени актер провел с перекошенным лицом и в инвалидной коляске. Американские киноакадемики, как правило, не оставляют без внимания подобные актерские подвиги.

Режиссерский дебют Рассела Кроу «Искатель воды» как будто создан для показа именно на крупнейшем кинофестивале стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Действие происходит в Стамбуле, куда приезжает австралийский фермер (Рассел Кроу) в поисках сыновей, пропавших во время одного из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны – Дарданелльской операции. Ее осуществили войска Антанты на полуострове Галлиполи в 1915 – 1916 годах с целью вытеснения Османской империи с военной арены.

Главную женскую роль – хозяйку турецкой гостиницы сыграла Ольга Куриленко. Известная в Голливуде российская актриса сказала, что это ее первый визит в Дубай и приемом она довольна. По обе стороны от красавицы на сцене стояли продюсеры фильма. Перед началом картины зрители прослушали и видеоприветствие от Рассела Кроу, сказавшего проникновенные слова о том, что сбылась его детская мечта: с ранней юности он мечтал стать режиссером.

Фильм построен на контрастах. Кадры скромной жизни семьи австралийских фермеров сменяются жуткими сценами битвы. Полыхало пламя, неслись табуны лошадей, люди сгорали заживо или были затоптаны, грязные раненые тела, алое зарево на горизонте. Три мальчика бежали, как будто пытаясь перегнать жестокий век, обрекший их на смерть ни за что, просто так.

А потом Восток контрастировал с Западом. Суровый австралиец был очарован традиционным бытом, но в то же время напуган самобытными обычаями иноверцев. Зрители завороженно наблюдали многоликий Стамбул: ослепительное сияние его утра, красочную сутолоку дня и золото теплого вечера. В своем фильме Кроу показал жизнь простых людей – их обычаи и нравы. В этой исторической кинокартине заложен отчетливый нравственный посыл: любовь сильнее национальных и религиозных различий, сильнее даже войны. Истины давно избитые, но трогают до глубины души.

Последним фильмом, увиденным мной в просторном кинозале Moderat Arena, стал «Хор мальчиков» канадского режиссера Франсуа Жерара (самые известные его работы «Красная скрипка» и «Шелк», помимо кино он много ставит в драматических и оперных театрах, большой успех имел его документальный фильм о Питере Гэбриэле). Режиссер лично представил свою кинокартину в Дубае. А вот исполнитель роли руководителя хора мальчиков – Дастин Хоффман приехать не смог, потому что занят на съемках.

Знаменитый актер снова погрузился в стихию классической музыки после его режиссерской работы – фильма «Квартет», рассказывающего о том, как в доме престарелых оперных артистов готовятся отпраздновать день рождения Джузеппе Верди. Новый фильм Жерара показывает все этапы сотворения из коллектива голосистых пацанов лучшего юношеского хора Соединенных Штатов. В центре внимания – мальчик Стет, из тех, кого причисляют к группе социального риска, этакий волчонок-одиночка. По вечерам Стет пел в пустой церкви, и его голос звучал божественно. Но пытаясь петь в унисон с ровесниками, он сбивался с общего ритма.

На протяжении двух часов мальчишки пели спиричуэлс и шедевры духовной музыки, слушали записи мастеров вокального жанра, занимались с переменным усердием, ездили на гастроли в автобусе, выступали в кафедральных соборах Берлина и Нью-Йорка... В какой-то степени и этот фильм о движении к Богу, но не через испытания, а с помощью искусства.

Девиз фестиваля «Соединение культур. Встреча умов».

Ну что же, эта встреча состоялась.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (5370) от 26.12.2014.


Комментарии