Кино, которого я люблю. К юбилею режиссера Владислава Виноградова

Мне сейчас все кинутся объяснять, что я ошиблась и что надо было написать «которое». Но я написала именно то, что хотела.

Кино, которого я люблю. К юбилею режиссера Владислава Виноградова | ФОТО Елены МУЛИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Елены МУЛИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Потому что я бесконечно люблю кино режиссера Владислава Виноградова.

Потому что о чем бы ни рассказывал в своих фильмах Виноградов - он всегда рассказывает о мире людей и мире культуры. Культуры в самом широком смысле слова, потому что культура для него - это и хранитель заповедника в Кижах, и абитуриент театрального института, и Кузьма Петров-Водкин, и Андрей Миронов, и Высоцкий, и академик Лихачев, и доктор, сражающийся с детским лейкозом, и машинист метрополитена, и молодые мужчины, 200 лет тому назад вышедшие на Сенатскую площадь, и Петр Тодоровский, и Булат Окуджава. И, конечно, ОН. Пушкин.

Для Виноградова вообще культура - это мир достойных людей. А хороший человек - это профессия поважнее многих других.

Я уже была студенткой театрального института, когда впервые увидела его блистательную картину «Вороне где-то Бог...» - про абитуриентов, поступающих на актерский факультет. Я уже видела это не раз. Как они толпятся и психуют, как они, бледные, входят в экзаменационную аудиторию и красные из нее выскакивают...

Но Виноградов меня совершенно потряс тем, что рассматривал каждого из них - и тех, кому суждено в будущем стать звездой, и тех, кого не примут и кто будет тихо глотать слезы под лестницей здания на Моховой после объявления результатов. Они для него - в отличие от меня - с самого начала были не массой, не толпой, которая готовится пройти через это сито, а индивидуальностями. Теми, в каждом из которых есть искра Божья, только они сами еще не знают - какая. А он эту искру в них видит...

Владислав Виноградов сделал множество фильмов о людях искусства, но рассматривал в них прежде всего не то, чем они знамениты - про это все знают, - а то потаенное, которым они широкой аудитории не известны, но именно благодаря этому тайному, глубоко личному, они и стали звездами.

Наверное, поэтому люди, о которых он рассказывает в своих картинах, всегда полны доверия к нему и показывают ему - и нам - себя настоящих.

Я помню, как мы с мужем, еще совсем молодые, не сентиментальные, - наоборот, язвительные и жесткие, - дружно захлюпали носами, когда Андрей Миронов сказал в кадре: «А теперь я себя добью»... - и поставил старую пластинку с записью отца. То был фильм «Я возвращаю Ваш портрет».

И так с фильмами Виноградова бывает почти всегда, и хлюпают носами почти все.

И чем дальше, тем чаще хлюпают, потому что постепенно его герои уходят, и с каждым новым просмотром этих лент в них все меньше остается живых.

Не поленитесь, откройте его фильмографию - это что-то невероятное! В его «послужном списке» фильмов - пятьдесят с хвостиком. И едва ли не каждый в свое время стал событием.

Иногда режиссеров спрашивают: «Вы какое кино снимаете - документальное или художественное?». Я думаю, Владислав Борисович Виноградов смело может отвечать: «Художественное документальное». Потому что художество - родовой признак всех его документальных фильмов. С его трепетным и пристальным вниманием к человеку, с его непредвзятым, но любящим и заинтересованным взглядом, с его глубоким уважением не только к тем, кто попал в объектив его камеры, но и к тем, кто потом сидит в кинозале или перед экраном телевизора.

Он назвал одну из своих замечательных кинолент «Мои современники». Он мог бы озаглавить так всю свою фильмографию.

И когда берешься даже не пересмотреть, а просто глянуть краем глаза его работы, внезапно понимаешь - какие потрясающие люди были его - и нашими - современниками.

Виноградов - летопись нашей культуры. Он - летопись нашей жизни. Он - летопись наших безвозвратных утрат. Сегодня уже выросло целое поколение людей, которые только из его картин и могут узнать, какими были те, кого давно уж с нами нет. И пожалеть о том, что поздно родились.

Я бы, может, и хотела назвать сейчас среди его фильмов свой «самый-самый», но не могу. Ну как, скажите на милость, нам выбрать между Александром Сергеевичем и Дмитрием Сергеевичем, Булатом Шалвовичем и Петром Ефимовичем?

То-то и оно!

Я скажу, какие они - эти его фильмы. Они все похожи на него самого - умные, нежные, тонкие. Тонкие до того, что звенят, как взятая певцом высокая нота немыслимой чистоты. Они все - как стихи, даже если повествуют о самых прозаических вещах - ну, например, о том, как люди просто едут в метро.

Их, эти его картины, обязательно надо смотреть и пересматривать время от времени. Просто для того, чтобы нам, хотя бы время от времени, становилось стыдно - за свое самодовольство, за корыстолюбие, за нестрогость принципов. За давно забытое чувство прекрасного.

Он и сам живет так, что можно позавидовать. Без фанфаронства, без качания прав, без козыряния былыми и нынешними заслугами. Он не увешивает Интернет своими самомельчайшими призами, полученными на фестивале «кот и пес», хотя уж у него-то этих призов и наград - как мало у кого, и это призы и награды совсем не шуточные.

В общем, к чему я это все: народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, лауреат премии «Лавр», призер и победитель международных и всесоюзных кинофестивалей режиссер Владислав Виноградов сегодня отмечает 80-летний юбилей. И каждый читающий эти строки может сделать в этот день рождения Владислава Виноградова громадный подарок самому себе: просто взять и посмотреть его фильм.

Любой. А лучше - все. Не пожалеете!

#режиссер #юбилей #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Кино которого я люблю».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.